Тема: «Общая характеристика элементов IVA группы»
Цель ученика: научиться характеризовать
элементы IVA группы
по положению в периодической системе, особенности их электронного строения, их
валентные возможности, объяснять зависимость свойств от электронного строения
их атомов.
Цель
учителя: развивать у учащихся умения и навыки сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы; воспитывать
культуру общения, ответственность за коллективное творческое дело.
Начинаем «Мозговой штурм»!
I.
— Составьте
электронную конфигурацию внешнего электронного слоя атомов элементов IVA группы. Приведите
электронно-графические схемы строения атомов любых двух элементов.
— Каковы
валентные возможности данных атомов?
—
Как отличаются электроотрицательность, радиусы
атомов, металлические свойства элементов группы сверху вниз? Почему?
II.
— Составьте
формулы высших оксидов, гидроксидов и возможных водородных соединений.
Изобразите структурную формулу любого гидроксида.
—
Как изменяется кислотно-основный характер их
свойств по группе сверху вниз?
III.
— Какие
степени окисления могут проявлять атомы элементов данной группы? Приведите примеры соединений с разными
степенями окисления.
IV.
—
Определите степени окисления в следующих
соединениях: СН4, С2Н4, Mg2Si, СаС2, А14С3,
С2Н5ОН, SiC.
Приведите по два примера соединений, где углерод и кремний проявляют
окислительно-восстановительную двойственность.
V.
— Закончите
уравнения реакций:
1) C + F2->
2) C0 + Fe203->
3) Са
+ С->
4) С
+ А1 —>
Укажите переход электронов.
Рефлексия.
— Доволен
ли ты своей работой?
— Над
чем тебе надо поработать?
—
Как ты собираешься решить проблему (разберусь
сам, спрошу у учителя, спрошу у знающего ученика).
Домашнее задание.
Повторить упр. 935, 939, с. 140—141.
На 9—10 баллов:
упр. 942, с. 141 (сборник В. Н. Хвалюка).
Тема урока:
«Серная кислота. Химические свойства»
Цель
ученика: совершенствовать знания о
кислотах, их химических свойствах; исследовать свойства разбавленной серной
кислоты; провести качественную реакцию на сульфат-ионы; составить уравнения
химических реакций в молекулярном и ионном виде; соблюдать правила безопасного
поведения при осуществлении химического эксперимента.
Цель
учителя: развивать у учащихся умения
и навыки лабораторных исследований; формировать умения сравнивать,
анализировать, делать выводы; воспитывать ответственность за коллективное творческое
дело.
Девиз. «Не в количестве знаний заключается образование, но
и в полном понимании и искусном применении того, что знаешь». (А. Дистервег.)
Блиц-опрос.
I.
— Какие вещества называют кислотами?
— Какие свойства им присущи?
—
Что вы знаете о
серной кислоте?
Правила безопасного поведения!
«Мозговой штурм!»
—
Какие признаки
свидетельствуют о протекании химических реакций?
II. Лабораторный опыт 1.
—
Используя
предложенные реактивы, проведите возможные реакции с серной кислотой. Запишите
уравнения реакций в молекулярной и сокращенной ионной форме. Сделайте вывод о
химических свойствах разбавленной серной кислоты.
III. Лабораторный опыт 2.
— К растворам серной и азотной кислот прилейте несколько
капель раствора хлорида бария. Что вы при
этом наблюдаете? Запишите уравнение реакции в
молекулярной и сокращенной ионной форме. Докажите, что раствор сульфата
аммония содержит сульфат-ион.
IV. Лабораторный опыт 3.
— Определите, в какой из пробирок находится сульфат
натрия, серная кислота и гидроксид натрия. Дайте объяснение.
V.
—
С какими из
веществ будет реагировать серная кислота: Ag20, СаС03, Hg, N205, Fe? Запишите уравнения реакций в молекулярной форме.
Рефлексия.
Разложите фрагменты конструктора синего и красного цвета в прозрачные
сосуды (синий дает — успех, всё понял, всё получилось; красный цвет — остались
проблемы, тревога за свою неуверенность).
Домашнее задание.
Конспект, сборник В. Н. Хвалюка — № 993,
995, 996, с. 146.
На 9—10 баллов: № 997, с. 147.
Тема урока: «Угольная кислота»
Цель
ученика: научиться получать угольную
кислоту; изучить ее свойства и свойства ее солей: карбонатов и
гидрокарбонатов; получить углекислый газ и научиться его обнаруживать;
отработать умения в написании химических реакций в ионном виде; развивать
логическое мышление.
Цель
учителя: развивать у учащихся умения
и навыки проводить лабораторные исследования, соблюдать правила безопасного
поведения при осуществлении химического эксперимента; учить сравнивать,
анализировать, делать выводы; воспитывать культуру общения, ответственность за
коллективное творческое дело.
Создание учителем эмоционального
настроя.
Проведение блиц-опроса:
— Формула угольной кислоты и название ее солей.
— Из какого оксида ее можно получить?
— К каким кислотам по силе относится угольная кислота?
— Какие соли угольной кислоты растворимы в воде?
—
Как можно
получить углекислый газ?
«Мозговой штурм».
I.
- Зная, что угольная кислота является слабой
кислотой, запишите уравнение ее ступенчатой диссоциации.
- Какого вида соли могут быть ею
образованы. Приведите формулы разных видов (по два).
Правила безопасного поведения!
II.
Лабораторный опыт 1.
В выданных вам двух
пробирках находятся сухие соли хлорида натрия и карбоната натрия. Используя
раствор кислоты, определите, в какой из них находится карбонат натрия. Запишите
уравнения реакций в молекулярной и сокращенной ионной форме.
III. Лабораторный опыт 2.
В
пробирку с газоотводной трубкой поместите несколько кусоч
ков мрамора,
прилейте к ним 2— 3 мл соляной кислоты. Пропустите выделяющийся газ в
пробирку: а) с водой, подкрашенной индикатором; б) с раствором известковой
воды. Запишите уравнения реакций в молекулярной и сокращенной ионной форме.
IV.
- Почему
при пропускании углекислого газа через известковую воду она сначала мутнеет, а
затем муть исчезает? Запишите уравнения реакций.
V.
- При повышении
температуры гидрокарбонаты распадаются. Предположите, на что распадется
гидрокарбонат магния. Запишите уравнения реакций.
Рефлексия.
Разложите фрагменты конструктора синего
и красного цвета в прозрачные сосуды (синий цвет — успех, всё понял, всё
получилось; красный цвет — остались проблемы, тревога за свою неуверенность).
Домашнее задание.
§ 20 до с. 107, упр. 3, 6, с. 108— 109.
На 8—10 баллов: упр. 7, 9, с. 109.
|