Проблемная лекция
Жанр лекции предполагает, что информация по большей части исходит от преподавателя, который сам раскрывает суть учебной проблемы. Если аудитория не слишком велика, учащиеся могут участвовать в формулировании проблемы и поисках её решения.
Проблемный семинар
Традиционно семинар отличается от лекции тем, что основная часть времени отводится на высказывания детей, поэтому в процессе подготовки к проблемному семинару учащимся необходимо самостоятельно проработать информационные источники и выявить противоречия. Сообщения школьников о результатах самостоятельной работы провоцируют дискуссию, в ходе которой уточняется проблема и предлагаются пути её решения. Выводы делают сами учащиеся или преподаватель. Иногда возможны несколько вариантов решения проблемы, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.
Экскурсия с проблемно-исследовательским компонентом
Так же, как и урок, экскурсия может содержать проблемные вопросы или даже исследовательские задания. Фрагменты экскурсии могут строиться как эвристическая или проблемная беседа.
Лабораторная или практическая работы
Лабораторная и практическая работы, традиционно являющиеся неотъемлемой частью школьного обучения предметам естественно - научного цикла, имеют большое значение в исследовательском обучении. При проведении таких занятий важно использовать материал, который не может быть проанализирован на обычных уроках, иначе создастся искусственность и «притянутость», а учащиеся очень хорошо это чувствуют.
Полевое занятие
В основе полевого занятия лежит обсуждение только что собранного материала и его первичный анализ. Иногда в ходе первичного занятия выявляется проблема, которая может стать предметом дальнейшего исследования. Полевые занятия в равной степени возможны в условиях экспедиционного выезда естественно - научного и гуманитарного направлений.
Урок с элементами исследовательской деятельности и урок - исследование
На таком уроке учащиеся отрабатывают отдельные учебные приёмы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности уроки такого типа могут быть различными, например уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т. д. В композиции урока элементы исследовательской деятельности должны предшествовать объяснению нового материала или заменить собой этот этап урока. На стадии закрепления материала элементы исследовательской деятельности менее уместны.
Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика в его исследовательской учебной деятельности. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в исследовательской деятельности, уроки-исследования могут соответствовать начальному (урок «Образец исследования»), продвинутому (урок «Исследование») или высшему уровню (урок «Собственно исследование»).
Уровень урока-исследования |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Урок «Образец исследования» |
На доске обязательно пишет названия основных ступеней исследовательской деятельности. Формулирует проблему, сообщает тему и цель исследования. Даёт готовый алгоритм исследовательской работы. Ведёт учебный процесс, используя термины «проблема», «гипотеза», «подтверждение гипотезы», «вывод». Использует вопросы: в чём проблема? Каковы этапы деятельности исследования? Что такое гипотеза? Какое можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное? |
Отвечают на вопросы учителя. Следуют алгоритму работы, предложенному учителем. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске |
Урок «Исследование» |
На доске может записать названия этапов исследовательской деятельности (при необходимости). Формулирует проблему. Подводит учащихся к пониманию темы и цели исследования. Направляет деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов «гипотеза», «проверка гипотезы», «интерпретация данных» и т. д. Обращает внимание учеников на схему исследовательской деятельности (при необходимости). Использует вопросы: с чего необходимо начать исследование? Что нужно выяснить? Как это сделать? Как поступил бы исследователь на этом этапе работы? Верный ли вы сделали выбор? |
Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются с учителем или экспертом. Получают подтверждение правильности выполнения на каждом этапе работы |
Урок «Собственно исследование» |
Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создаёт условия для исследовательской деятельности учащихся: обеспечивает учебный процесс дидактическим материалом, организует индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группах или в парах. Использует вопросы: ясна ли цель работы? Всё ли понятно в выданных материалах? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока? Оценивает результаты в конце урока |
Формулируют проблему. Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без помощи и консультации учителя или эксперта |
В структуре урока-исследования выделяют следующую последовательность действий:
1) актуализация знаний;
2) мотивация;
3) создание проблемной ситуации;
4) постановка проблемы исследования;
5) определение темы исследования;
6) формулирование цели исследования;
7) выдвижение гипотезы;
8) проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т. д.);
9) интерпретация полученных данных;
10) вывод по результатам исследовательской работы;
11) применение новых знаний в учебной деятельности;
12) подведение итогов урока;
13) домашнее задание.
Исследовательская деятельность учащихся на уроке начинается с накопления информации. Далее необходимо сформулировать цели исследования, т. е. ответить на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы? Следующий шаг — выдвижение гипотезы — мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о его результатах. Проверка гипотезы осуществляется по разработанному алгоритму. Полученные в результате этих действий данные учащиеся должны интерпретировать, например: «Анализ данных показывает, что...». В заключение необходимы оценка, оформление результатов работы и вывод из неё.
Учебные приёмы, составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:
• выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
• определение темы и цели исследования;
• формулирование и отбор полезных гипотез;
• определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
• разграничение допущений и доказанных положений;
• планирование эксперимента для проверки гипотезы;
• анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них;
• планирование результата;
• проведение эксперимента;
• конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей по собственному замыслу;
• составление таблиц, графиков, диаграмм (для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследований, графического изображения законов, для установления связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных);
• систематизация фактов, явлений;
• интерпретация данных;
• использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
• установление аналогий;
• формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
• решение задач в новой ситуации;
• написание творческого сочинения, реферата, отчёта о проделанной работе.