Вторник, 21.05.2024, 10:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Методика обучения химии

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 494
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Формы исследовательского обучения

Проблемная лекция

Жанр лекции предполагает, что ин­формация по большей части исходит от преподавателя, который сам раскрыва­ет суть учебной проблемы. Если ауди­тория не слишком велика, учащиеся могут участвовать в формулировании проблемы и поисках её решения.

Проблемный семинар

Традиционно семинар отличается от лекции тем, что основная часть време­ни отводится на высказывания детей, поэтому в процессе подготовки к про­блемному семинару учащимся необхо­димо самостоятельно проработать ин­формационные источники и выявить противоречия. Сообщения школьников о результатах самостоятельной работы провоцируют дискуссию, в ходе кото­рой уточняется проблема и предлагают­ся пути её решения. Выводы делают сами учащиеся или преподаватель. Иногда возможны несколько вариантов решения проблемы, каждый из кото­рых требует отдельного рассмотрения.

Экскурсия с проблемно-исследовательским компонентом

Так же, как и урок, экскурсия мо­жет содержать проблемные вопросы или даже исследовательские задания. Фраг­менты экскурсии могут строиться как эвристическая или проблемная беседа.

Лабораторная или практическая работы

Лабораторная и практическая рабо­ты, традиционно являющиеся неотъем­лемой частью школьного обучения предметам естественно - научного цикла, имеют большое значение в исследова­тельском обучении. При проведении таких занятий важно использовать ма­териал, который не может быть проана­лизирован на обычных уроках, иначе создастся искусственность и «притянутость», а учащиеся очень хорошо это чувствуют.

Полевое занятие

В основе полевого занятия лежит об­суждение только что собранного мате­риала и его первичный анализ. Иногда в ходе первичного занятия выявляется проблема, которая может стать предме­том дальнейшего исследования. Поле­вые занятия в равной степени возмож­ны в условиях экспедиционного выез­да естественно - научного и гуманитар­ного направлений.

Урок с элементами исследовательской деятельности и урок - исследование

На таком уроке учащиеся отрабаты­вают отдельные учебные приёмы, со­ставляющие исследовательскую дея­тельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности уроки такого типа могут быть различными, например уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследова­ния, уроки с проведением эксперимен­та, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита ре­фератов и т. д. В композиции урока элементы исследовательской деятельности должны предшествовать объясне­нию нового материала или заменить со­бой этот этап урока. На стадии закреп­ления материала элементы исследова­тельской деятельности менее уместны.

Освоение учащимися исследователь­ских знаний и умений должно прохо­дить поэтапно, с постепенным увеличе­нием степени самостоятельности уче­ника в его исследовательской учебной деятельности. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в исследовательской деятельности, уро­ки-исследования могут соответствовать начальному (урок «Образец исследова­ния»), продвинутому (урок «Исследова­ние») или высшему уровню (урок «Соб­ственно исследование»).

Уровень урока-исследования

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Урок

«Образец исследования»

На доске обязательно пишет названия основных ступеней исследовательской деятельности. Формулирует проблему, сообщает тему и цель исследования. Даёт готовый алгоритм исследователь­ской работы. Ведёт учебный процесс, ис­пользуя термины «проблема», «гипотеза», «подтверждение гипотезы», «вывод». Использует вопросы: в чём проблема? Ка­ковы этапы деятельности исследования? Что такое гипотеза? Какое можно выдви­нуть предположение? Данное высказыва­ние предполагаемое или доказанное?

Отвечают на вопросы учите­ля. Следуют алгоритму ра­боты, предложенному учи­телем. Сверяют свои дей­ствия с образцом исследова­ния, используя информа­цию, записанную на доске

Урок

«Исследование»

На доске может записать названия этапов исследовательской деятельности (при не­обходимости). Формулирует проблему. Подводит учащихся к пониманию темы и цели исследования. Направляет деятель­ность учащихся в русло исследовательс­кой работы без использования терминов «гипотеза», «проверка гипотезы», «интер­претация данных» и т. д. Обращает вни­мание учеников на схему исследовательс­кой деятельности (при необходимости). Использует вопросы: с чего необходимо начать исследование? Что нужно выяс­нить? Как это сделать? Как поступил бы исследователь на этом этапе работы? Верный ли вы сделали выбор?

Самостоятельно планируют и выполняют исследова­тельскую работу. При необ­ходимости консультируются с учителем или экспертом. Получают подтверждение правильности выполнения на каждом этапе работы

Урок

«Собственно исследование»

Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследова­ния. Создаёт условия для исследователь­ской деятельности учащихся: обеспечи­вает учебный процесс дидактическим ма­териалом, организует индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группах или в парах. Использует вопросы: ясна ли цель работы? Всё ли понятно в выданных материалах? На каком этапе работы находитесь? Уло­житесь ли по времени? Каков итог урока? Оценивает результаты в конце урока

Формулируют проблему. Планируют и проводят ис­следовательскую деятель­ность самостоятельно, без помощи и консультации учителя или эксперта

 

В структуре урока-исследования вы­деляют следующую последовательность действий:

1)           актуализация знаний;

2)           мотивация;

3)           создание проблемной ситуации;

4)           постановка проблемы исследова­ния;

5)           определение темы исследования;

6)           формулирование цели исследова­ния;

7)           выдвижение гипотезы;

8)  проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чте­ние литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т. д.);

9)           интерпретация полученных дан­ных;

10)      вывод по результатам исследова­тельской работы;

11)      применение новых знаний в учеб­ной деятельности;

12)      подведение итогов урока;

13)      домашнее задание.

Исследовательская деятельность уча­щихся на уроке начинается с накопле­ния информации. Далее необходимо сформулировать цели исследования, т. е. ответить на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы? Следующий шаг — выдвижение гипо­тезы — мысленное представление ос­новной идеи, к которой может привес­ти исследование, предположение о его результатах. Проверка гипотезы осуще­ствляется по разработанному алгорит­му. Полученные в результате этих дей­ствий данные учащиеся должны интер­претировать, например: «Анализ дан­ных показывает, что...». В заключение необходимы оценка, оформление ре­зультатов работы и вывод из неё.

Учебные приёмы, составляющие ис­следовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:

     выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

     определение темы и цели иссле­дования;

     формулирование и отбор полез­ных гипотез;

     определение пригодности выбран­ной для проверки гипотезы;

     разграничение допущений и до­казанных положений;

     планирование эксперимента для проверки гипотезы;

     анализ планируемых опытов, вы­бор наиболее подходящего из них;

     планирование результата;

     проведение эксперимента;

  конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретно­го опыта, изготовление моделей по соб­ственному замыслу;

составление таблиц, графиков, диаграмм (для выявления закономерно­стей, обобщений, систематизации по­лученных результатов исследований, графического изображения законов, для установления связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных);

     систематизация фактов, явлений;

     интерпретация данных;

     использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;

     установление аналогий;

     формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;

     решение задач в новой ситуации;

     написание творческого сочинения, реферата, отчёта о проделанной работе.

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz