Четверг, 02.05.2024, 00:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Методика обучения химии

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 491
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Формы сотрудничества школы и вуза в организации исследовательской деятельности школьников

Характер современных преобразова­ний в различных сферах общества определяет новый идеал современного выпускника среднего учебного заведе­ния, который представляется как твор­ческая индивидуальность, способная к саморазвитию, адаптации к быстроме­няющейся социокультурной ситуации. Развитие личности, готовой к расшире­нию и преобразованию существующего общечеловеческого опыта, продуцирова­нию в нём нового происходит только в процессе взаимодействия с окружаю­щей средой. Следовательно, динамику развития личности необходимо рассмат­риваться в двух аспектах: в деятельно­сти и в плане изменений личностных качеств человека во времени. Наиболее эффективной формой работы в данном направлении, на наш взгляд, является организация исследовательской дея­тельности учащихся. Особая значимость исследовательского подхода в школьном учебно-воспитательном процессе проявляется в его ориентации на развитие самообразовательного по­тенциала учащихся, что, несомненно, является обязательным условием даль­нейшего успешного обучения выпуск­ников школ. Поэтому в данной работе нам хотелось бы обратить внимание на условия, формы и приёмы сотрудниче­ства в системе «школа—вуз», позволя­ющего раскрыть дополнительные воз­можности развития исследовательской деятельности учащихся, ориентирован­ной на подготовку школьников к само­образованию (таблица).

Таблица — Формы и приёмы организации исследовательской деятельности, на­правленной на подготовку к самообразованию

Форма учебной исследовательской деятельности

Способ осуществления исследовательской деятельности

Рекомендации по подготовке к самообразованию (приёмы)

Наблюдение

Рассматривая выданные образцы, наблю­дая за изучаемыми процессами, уча­щиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Результаты фиксируют в таб­лицах, позволяющих систематизировать свойства изучаемых объектов, находить общие и существенные признаки

Учащиеся заранее самостоятельно мо­гут подобрать раздаточный материал и оформить в виде коллекций. Работу с известными объектами следует прово­дить в форме их идентификации, со­поставления надписей и неподписанных образцов

Эксперимент

Учащиеся проводят эксперимент, на­правленный на обоснование выдвинутых гипотез, поиск закономерностей, изуче­ние живых существ, свойств объектов и др. Домашний эксперимент позволя­ет обеспечить взаимодействие изучае­мого предмета с явлениями повседневной жизни

Необходимо создать такие условия ра­боты, которые требуют самостоятельного выбора объектов и приборов для экспе­римента, ориентируя учащихся на не­обходимость соблюдения правил техни­ки безопасности (работа с безопасными и доступными объектами)

Моделирование

Моделирование молено проводить гра­фически (схема производства) или с по­мощью наборов для пространственного моделирования объектов

Моделирование будет творческим, если учитель предложит учащимся исполь­зовать природные и подручные материа­лы или смоделировать химический про­цесс в компьютерном варианте

Конструирование

По заданным условиям учащиеся про­ектируют, а затем конструируют при­бор, вносят изменения в готовый образец, либо используют новый прибор для осуществления новых про­цессов в новых условиях

Конструирование носит творческий ха­рактер в условиях нехватки деталей и необходимости их самостоятельного из­готовления или использования подручных средств, электрификации прибора

Информационный поиск

Учащиеся работают со справочниками по получению данных, а также с учебни­ком или другой учебной литературой для составления конспекта, схем, таб­лиц, графиков. Они могут самостоя­тельно изучить небольшой раздел темы, чтобы получить новые знания для разре­шения проблемной ситуации, постав­ленной учителем

Необходимо ориентировать учащихся на современный способ получения ин­формации. В зависимости от ситуации это могут быть компьютерные диски, Интернет, аудио-, видеотека и т. д.

Составление коллекций

Учащиеся могут составить коллекции в качестве отчёта о проделанном исследо­вании или при целенаправленном по­иске сходных по какому-либо признаку объектов (подбор раздаточного материа­ла). Задание предполагает систематиза­цию, классификацию и грамотно оформ­ленное расположение образцов на стенде

Следует обратить внимание учащихся на аккуратность в оформлении коллек­ции, информативность образцов, опре­делить с учащимися критерии отбора материала для коллекции

Диспут

Учащиеся могут участвовать в турнирах юных химиков, школьных, районных, городских, республиканских конферен­циях, в обсуждении проблем на заседа­нии кружка, в проведении «судов». Даже при проблемном диалогическом изло­жении новой темы часть материала мо­жет быть предложена учащимся в фор­ме диспута

Для подготовки к данному виду дея­тельности необходимо ориентировать учащихся на тщательную подготовку: написание плана собственного выступ­ления, выделение аргументов «за» и «против» рассматриваемого вопроса

Игры

Для учащихся могут быть организова­ны ролевые, ситуационные и деловые игры, направленные на решение иссле­довательской задачи, импровизирован­ные интервью, аукционы знаний, кон­ференции

Необходимым условием эффективного проведения игры является создание доброжелательного эмоционального фо­на. Роль ведущего или координатора игры следует передать компетентным в обсуждаемом вопросе учащимся

Выполнение теоретических исследовательских заданий

Учащиеся могут участвовать в проведе­нии мысленного эксперимента, постанов­ке проблемы, выполнении медиазадания - теоретических заданий, которые ориентированы на работу с мультиме­дийным оборудованием либо со средст­вами массовой информации, а также в решении тестов, исследовательских задач

У заданий творческого характера не может быть однозначного решения, по­этому тесты должны иметь свободный ответ, а задачи и упражнения — не­сколько возможных вариантов решения. Учащихся необходимо ориентировать на критический подход к любому виду информации, например предложить ана­лиз текстов, взятых из СМИ, с точки зрения их химической грамотности

Написание творческих работ

Учащиеся пишут небольшое литератур­ное произведение научного характера и описывают зашифрованное в тексте су­щество, явление или объект

Для окончательной доработки произведе­ния следует провести его обсуждение на факультативных занятиях, при проведе­нии вечеров занимательной химии и др.

Комплексный проект

При разработке проекта используются все возможные виды и методы исследовательской деятельности,  межпредмет­ные знания, современные возможности техники (компьютера, научной аппара­туры и др.)

Разработку проекта необходимо прово­дить в больших группах и дифференцировать выполнение отдельных его этапов между учащимися с различны­ми способностями и возможностями

Составление проверочных заданий

Варианты проверочных заданий: поста­новка эвристических вопросов к условию задачи для её решения, составление тестов и вопросов для рефлексии осуществлённой деятельности на каждом этапе работы, а также теоретической задачи с использованием данных, полученных в результате проделанной работы

Этот вид деятельности позволяет фор­мировать у учащихся чувство ответст­венности за выполняемую работу, по­этому его необходимо использовать для самоконтроля после проведения любой работы продуктивного и даже непродук­тивного характера

Выполнение научно-исследо­вательской и эксперименталь­ной работ

Учащиеся могут использовать весь спектр приёмов и подходов к исследо­ванию, познакомиться с методами и ме­тодологией современной науки: направ­ленным синтезом, получением новых материалов и изучением их свойств, сравнительным анализом методик полу­чения и исследования веществ, анали­зом состава почв, водоёмов и др. Рабо­ту можно выполнять на базе вуза, науч­ной лаборатории

Этот вид деятельности характеризует­ся высокой степенью самостоятельнос­ти учащихся, что позволяет учителю осуществлять только корректирующее и направляющее руководство работой. Следует максимально активизировать самообразовательный потенциал уча­щихся, ориентируя их на получение объективно нового результата

Нам хотелось бы более подробно ос­тановиться на такой форме развития самообразовательного потенциала школьников, как научно-исследова­тельская работа, поскольку это не толь­ко ответ образования на вызов времени, но и увлекательное занятие. Самостоя­тельный научный поиск помогает школьникам, работающим в повышен­ном и опережающем режимах обуче­ния, найти своё место в учебном про­цессе в условиях его дифференциации, сформировать собственную траекторию развития.

Занятия научно-исследовательской деятельностью имеют ряд преимуществ:

создают условия для выявления способностей и склонностей учащихся;

1)     формируют устойчивый интерес к самостоятельной творческой (исследова­тельской) деятельности;

2)     развивают интеллектуальные уме­ния и навыки использования рацио­нальных приёмов учебной работы;

3)     расширяют и углубляют знания школьников в предметной и смежных областях;

4)     способствуют осознанному подхо­ду к выбору профессии и адаптации в социуме.

Глубина теоретических обоснований и практическая значимость исследова­ний, выполненных школьниками, су­щественно возрастают, если в качестве консультантов и экспертов выступают специалисты, занимающиеся научной деятельностью в той или иной области.

Формы и характер возможного со­трудничества школы и вуза в организа­ции исследовательской деятельности учащихся весьма разнообразны. По ме­сту проведения занятия классифици­руются следующим образом:

1.      на базе школы — преподаватели приходят в школу (лицей, гимназию), где участвуют в исследовательской ра­боте, проводят консультации, лекции, факультативы;

2.      на базе вуза — школьники прихо­дят на занятия в вуз, где проводятся кон­сультации, выполняется эксперимент;

3.      вне вуза и школы — занятия проводятся на базе летнего лагеря, в экологической деревне, экспедиции, во время экскурсии с участием преподава­телей вуза.

Остановимся лишь на некоторых из них. Прежде всего это разовые консуль­тации — помощь в поиске и анализе ин­формации, необходимой для исследова­ния, определении его объекта и предме­та, подборе методики эксперимента, ана­лиз и интерпретация полученных дан­ных, конструктивное рецензирование ра­бот. Даже единичное использование экс­периментальной базы высшего учебного заведения значительно расширяет воз­можную тематику и повышает научность и глубину исследований школьников, особенно в области химии.

Возможных консультантов можно найти, изучив публикации в научных и научно-методических журналах (на­пример, журнале «Xiмiя: праблемы выкладання»), а также в результате письменных обращений к руководству соответствующего факультета.

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz