Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Формы сотрудничества школы и вуза в организации исследовательской деятельности школьников
Характер современных преобразований в
различных сферах общества определяет новый идеал современного выпускника
среднего учебного заведения, который представляется как творческая индивидуальность,
способная к саморазвитию, адаптации к быстроменяющейся социокультурной
ситуации. Развитие личности, готовой к расширению и преобразованию
существующего общечеловеческого опыта, продуцированию в нём нового происходит
только в процессе взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, динамику
развития личности необходимо рассматриваться в двух аспектах: в деятельности
и в плане изменений личностных качеств человека во времени. Наиболее
эффективной формой работы в данном направлении, на наш взгляд, является
организация исследовательской деятельности учащихся. Особая значимость
исследовательского подхода в школьном учебно-воспитательном процессе
проявляется в его ориентации на развитие самообразовательного потенциала
учащихся, что, несомненно, является обязательным условием дальнейшего
успешного обучения выпускников школ. Поэтому в данной работе нам хотелось бы
обратить внимание на условия, формы и приёмы сотрудничества в системе
«школа—вуз», позволяющего раскрыть дополнительные возможности развития
исследовательской деятельности учащихся, ориентированной на подготовку
школьников к самообразованию (таблица).
Таблица —
Формы и приёмы организации исследовательской деятельности, направленной на
подготовку к самообразованию
Форма учебной исследовательской деятельности
|
Способ осуществления исследовательской деятельности
|
Рекомендации по подготовке к самообразованию
(приёмы)
|
Наблюдение
|
Рассматривая выданные образцы, наблюдая за изучаемыми
процессами, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Результаты фиксируют
в таблицах, позволяющих систематизировать свойства изучаемых объектов, находить
общие и существенные признаки
|
Учащиеся заранее самостоятельно могут подобрать раздаточный
материал и оформить в виде коллекций. Работу с известными объектами следует
проводить в форме их идентификации, сопоставления надписей и неподписанных
образцов
|
Эксперимент
|
Учащиеся проводят эксперимент, направленный на обоснование
выдвинутых гипотез, поиск закономерностей, изучение живых существ, свойств
объектов и др. Домашний эксперимент позволяет обеспечить взаимодействие
изучаемого предмета с явлениями повседневной жизни
|
Необходимо создать такие условия работы, которые требуют
самостоятельного выбора объектов и приборов для эксперимента, ориентируя учащихся
на необходимость соблюдения правил техники безопасности (работа с безопасными
и доступными объектами)
|
Моделирование
|
Моделирование молено проводить графически (схема
производства) или с помощью наборов для пространственного моделирования
объектов
|
Моделирование будет творческим, если учитель предложит
учащимся использовать природные и подручные материалы или смоделировать химический
процесс в компьютерном варианте
|
Конструирование
|
По заданным условиям учащиеся проектируют, а затем
конструируют прибор, вносят изменения в готовый образец, либо используют
новый прибор для осуществления новых процессов в новых условиях
|
Конструирование носит творческий характер в условиях
нехватки деталей и необходимости их самостоятельного изготовления или использования
подручных средств, электрификации прибора
|
Информационный поиск
|
Учащиеся работают со справочниками по получению данных,
а также с учебником или другой учебной литературой для составления
конспекта, схем, таблиц, графиков. Они могут самостоятельно изучить небольшой
раздел темы, чтобы получить новые знания для разрешения проблемной ситуации,
поставленной учителем
|
Необходимо ориентировать учащихся на современный
способ получения информации. В зависимости от ситуации это могут быть компьютерные
диски, Интернет, аудио-, видеотека и т. д.
|
Составление коллекций
|
Учащиеся могут составить коллекции в качестве отчёта
о проделанном исследовании или при целенаправленном поиске сходных по
какому-либо признаку объектов (подбор раздаточного материала). Задание
предполагает систематизацию, классификацию и грамотно оформленное расположение
образцов на стенде
|
Следует обратить внимание учащихся на аккуратность в
оформлении коллекции, информативность образцов, определить с учащимися критерии
отбора материала для коллекции
|
Диспут
|
Учащиеся могут участвовать в турнирах юных химиков,
школьных, районных, городских, республиканских конференциях, в обсуждении проблем
на заседании кружка, в проведении «судов». Даже при проблемном диалогическом
изложении новой темы часть материала может быть предложена учащимся в форме
диспута
|
Для подготовки к данному виду деятельности необходимо
ориентировать учащихся на тщательную подготовку: написание плана собственного
выступления, выделение аргументов «за» и «против» рассматриваемого вопроса
|
Игры
|
Для учащихся могут быть организованы ролевые, ситуационные
и деловые игры, направленные на решение исследовательской задачи, импровизированные
интервью, аукционы знаний, конференции
|
Необходимым условием эффективного проведения игры
является создание доброжелательного эмоционального фона. Роль ведущего или координатора
игры следует передать компетентным в обсуждаемом вопросе учащимся
|
Выполнение теоретических исследовательских заданий
|
Учащиеся могут участвовать в проведении мысленного
эксперимента, постановке проблемы, выполнении медиазадания - теоретических
заданий, которые ориентированы на работу с мультимедийным оборудованием либо
со средствами массовой информации, а также в решении тестов, исследовательских
задач
|
У заданий творческого характера не может быть однозначного
решения, поэтому тесты должны иметь свободный ответ, а задачи и упражнения —
несколько возможных вариантов решения. Учащихся необходимо ориентировать на
критический подход к любому виду информации, например предложить анализ текстов,
взятых из СМИ, с точки зрения их химической грамотности
|
Написание творческих работ
|
Учащиеся пишут небольшое литературное произведение
научного характера и описывают зашифрованное в тексте существо, явление или
объект
|
Для окончательной доработки произведения следует
провести его обсуждение на факультативных занятиях, при проведении вечеров занимательной
химии и др.
|
Комплексный проект
|
При разработке проекта используются все возможные виды
и методы исследовательской деятельности,
межпредметные знания, современные возможности техники (компьютера,
научной аппаратуры и др.)
|
Разработку проекта необходимо проводить в больших
группах и дифференцировать выполнение отдельных его этапов между учащимися с
различными способностями и возможностями
|
Составление проверочных заданий
|
Варианты проверочных заданий: постановка эвристических
вопросов к условию задачи для её решения, составление тестов и вопросов для
рефлексии осуществлённой деятельности на каждом этапе работы, а также теоретической
задачи с использованием данных, полученных в результате проделанной работы
|
Этот вид деятельности позволяет формировать у учащихся
чувство ответственности за выполняемую работу, поэтому его необходимо использовать
для самоконтроля после проведения любой работы продуктивного и даже непродуктивного
характера
|
Выполнение научно-исследовательской и экспериментальной
работ
|
Учащиеся могут использовать весь спектр приёмов и
подходов к исследованию, познакомиться с методами и методологией современной
науки: направленным синтезом, получением новых материалов и изучением их
свойств, сравнительным анализом методик получения и исследования веществ,
анализом состава почв, водоёмов и др. Работу можно выполнять на базе вуза,
научной лаборатории
|
Этот вид деятельности характеризуется высокой степенью
самостоятельности учащихся, что позволяет учителю осуществлять только
корректирующее и направляющее руководство работой. Следует максимально
активизировать самообразовательный потенциал учащихся, ориентируя их на получение
объективно нового результата
|
Нам хотелось бы более подробно остановиться
на такой форме развития самообразовательного потенциала школьников, как
научно-исследовательская работа, поскольку это не только ответ образования на
вызов времени, но и увлекательное занятие. Самостоятельный научный поиск
помогает школьникам, работающим в повышенном и опережающем режимах обучения,
найти своё место в учебном процессе в условиях его дифференциации,
сформировать собственную траекторию развития.
Занятия научно-исследовательской
деятельностью имеют ряд преимуществ:
создают условия для
выявления способностей и склонностей учащихся;
1) формируют устойчивый интерес к самостоятельной
творческой (исследовательской) деятельности;
2) развивают интеллектуальные умения и навыки
использования рациональных приёмов учебной работы;
3) расширяют и углубляют знания школьников в предметной и
смежных областях;
4) способствуют осознанному подходу к выбору профессии и
адаптации в социуме.
Глубина теоретических обоснований и
практическая значимость исследований, выполненных школьниками, существенно
возрастают, если в качестве консультантов и экспертов выступают специалисты,
занимающиеся научной деятельностью в той или иной области.
Формы и характер возможного сотрудничества
школы и вуза в организации исследовательской деятельности учащихся весьма
разнообразны. По месту проведения занятия классифицируются следующим
образом:
1. на базе школы — преподаватели приходят в школу (лицей,
гимназию), где участвуют в исследовательской работе, проводят консультации,
лекции, факультативы;
2. на базе вуза — школьники приходят на занятия в вуз,
где проводятся консультации, выполняется эксперимент;
3. вне вуза и школы — занятия проводятся на базе летнего
лагеря, в экологической деревне, экспедиции, во время экскурсии с участием
преподавателей вуза.
Остановимся лишь на некоторых из них. Прежде всего это
разовые консультации — помощь в поиске и анализе информации, необходимой для
исследования, определении его объекта и предмета, подборе методики
эксперимента, анализ и интерпретация полученных данных, конструктивное
рецензирование работ. Даже единичное использование экспериментальной базы
высшего учебного заведения значительно расширяет возможную тематику и повышает
научность и глубину исследований школьников, особенно в области химии.
Возможных консультантов можно найти, изучив публикации
в научных и научно-методических журналах (например, журнале «Xiмiя: праблемы выкладання»), а также в результате письменных
обращений к руководству соответствующего факультета.
|
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|