Работа с одаренными детьми не должна и не может ограничиваться только уроком. Развитию творческих способностей у учащихся способствует внеклассная работа по предмету, вовлечение ребят в исследовательскую деятельность. Заниматься экологическими исследованиями могут учащиеся уже 7 класса, что в дальнейшем повышает их интерес к изучаемому предмету. Под руководством учителя школьники учатся работать с литературой, моделировать, проводить экспериментальные исследования, у них формируется умение обобщать материал, делать выводы, проводить компьютерную обработку материалов исследования.
Вне школьной программы исследовательской деятельностью в школе учащиеся могут заниматься в клубе «Эколог».
Основными задачами клуба могут быть—исследование окружающей среды поселка, экологическое просвещение и воспитание. Реализуя первую задачу, ребята работают по направлениям:
1) исследование загрязненной атмосферы, почвы и водоемов;
2) изучение влияния окружающей среды на здоровье человека;
3) реализация экопроекта «Очистим наш дом от мусора»;
4) исследование экологического со¬стояния школьного двора и жилых объектов.
Работать учащиеся могут в индивидуальном режиме (эту деятельность можно назвать и проектной), оформляют работы по определенному плану с обработкой данных на компьютере.
По результатам своих исследований ребята готовят рекомендации, выпускают экологические вестники, листовки, выступают на научно-практических конференциях. Так реализуются задачи экологического просвещения и воспитания.
ПОЛОЖЕНИЕ о школьном научном обществе
Общие положения.
1. Школьное научное общество (ШНО) — добровольное творческое объединение школьников. В составе ШНО работают три секции:
• точных наук;
• краеведческая;
• экологическая.
2. Членом ШНО могут быть учащиеся, занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, активно участвующие в реализации проектов. В работе ШНО могут также участвовать учителя школы.
3. Член ШНО должен знать и признавать устав ШНО.
4. Зачисление в ШНО проводится по заявлению учащихся.
Цели ШНО:
Выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности учащихся.
Задачи ШНО:
• Формирование интересов, склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности.
• Формирование системы научных взглядов учащихся.
• Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.
• Создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся.
• Пропаганда знаний об окружающем мире.
• Развитие навыков публичных выступлений.
Основные направления деятельности:
• Организация исследовательской деятельности учащихся.
• Оформление научно-исследовательских работ.
• Проведение обзоров научной и научно-популярной литературы.
• Разработка исследовательских проектов.
• Подготовка разовых докладов, сообщений.
• Участие в олимпиадах и предметных неделях.
• Участие в конференциях, смотрах, конкурсах.
• Проведение школьных научно- исследовательских конференций.
Структура ШНО.
Высшим органом ШНО является общее собрание, на котором планируются приоритетные направления работы, избирается совет, утверждается план работы ШНО. Руководящим органом ШНО является совет общества, включающий в свой состав учащихся 8—11 классов, руководителей предметных секций.
Совет ШНО координирует научно - методическую работу, создает организационный комитет предстоящей научно-практической конференции, осуществляет прием новых членов общества.
УСТАВ школьного научного общества
Общие положения:
1. Школьное научное общество — добровольное творческое объединение школьников. В составе ШНО работают три секции:
• точных наук;
• краеведческая;
• экологическая.
2. Членом ШНО могут быть учащиеся, занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, активно участвующие в реализации проектов. В работе ШНО могут также участвовать учителя школы.
3. Член ШНО должен знать и признавать устав ШНО.
4. Зачисление в ШНО проводится по заявлению учащихся.
Цели ШНО:
Выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности учащихся.
Задачи ШНО:
• Формирование интересов, склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности.
• Формирование системы научных взглядов учащихся.
• Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.
• Создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся.
• Пропаганда знаний об окружающем мире.
• Развитие навыков публичных выступлений.
Основные направления деятельности:
• Организация исследовательской деятельности учащихся.
• Оформление научно-исследовательских работ. Проведение обзоров научной и научно-популярной литературы.
• Разработка исследовательских проектов.
• Подготовка разовых докладов, сообщений.
• Участие в олимпиадах и предметных неделях.
• Участие в конференциях, смотрах, конкурсах.
• Проведение школьных научно-исследовательских конференций.
Структура ШНО:
Высшим органом ШНО является общее собрание, на котором планируются приоритетные направления работы, избирается совет, утверждается план работы ШНО. Руководящим органом является совет общества, включающий в свой состав учащихся 8-11 классов, руководителей предметных секций.
Совет ШНО координирует научно-методическую работу, создаёт организационный комитет предстоящей научно-практической конференции, осуществляет приём новых членов общества.
Во главе общества стоит президент. Совет общества во главе с президентом планирует, координирует и осуществляет контроль за деятельностью предметных секций. Решения, принимаемые советом, являются обязательными для всех его членов.
Права и обязанности членов ШНО.
Члены общества обязаны:
- знать и выполнять устав ШНО;
- активно вести исследовательскую деятельность;
- активно работать в одной из секций;
- участвовать в конференциях;
- самостоятельно углублять знания по избранной отрасли науки;
- вносить предложения по дальнейшему совершенствованию работы общества;
- участвовать в предметных олимпиадах;
- участвовать в организации выставок работ;
- отчитываться о своей работе.
Члены ШНО имеют право:
- получать любую информацию о деятельности ШНО;
- работать в одной-двух секциях;
- принимать участие в конференциях различного уровня;
- использовать материальную базу образовательного учреждения для самостоятельных исследований;
- получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя;
- принимать участие в работе общего собрания ШНО;
- избирать и быть избранными руководящие органы ШНО.