Среда, 01.05.2024, 21:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Методика обучения химии

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 491
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Из опыта формирования исследовательской культуры учащихся

Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у школьников научного мировоззрения, развития мышле­ния и познавательной самостоятельности. Процесс обучения началам научного исследования представляет собой по­этапное, целенаправленное формирова­ние всех компонентов исследовательской культуры учащихся.

Коммуникативный компонент вклю­чает в себя умения представить себя устно и письменно, отстаивать свою точку зрения и слушать других, передавать со­беседнику полученную информацию. В процессе совместного решения про­блем школьники учатся общаться со сверстниками как с коллегами, прогова­ривать и комментировать свои действия, описывать опыты и делать выводы.

Информационный компонент проявляется в приобретении школьниками умений и навыков искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учеб­ных задач информацию.

Исследовательский компонент базируется на умениях ставить цель ра­боты, выдвигать гипотезы, правильно определять задачи исследования и выбирать способы их реализации, состав­лять план действий, проводить экспе­римент. В ходе выполнения исследования у школьников формируются навы­ки измерения, правильного оформления результата и формулировки соот­ветствующих выводов. Учащиеся при­обретают умения анализировать, осу­ществлять самооценку своей учебно-по­знавательной деятельности.

Одним из основных приёмов активи­зации исследовательской деятельности обучающихся является проблемное обу­чение. Методы его организации могут быть самыми разнообразными. Остано­вимся на некоторых из них.

1. Метод проблемного изложения учебного материала. Его суть состоит в том, что учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся. Школьники активно участвуют в постановке проблемы, выдвижении предпо­ложений, доказательстве гипотез. На­пример, при изучении темы «Ковалентная   связь»    учащимся   предлагается объяснить следующее явление:  «В ат­мосферном воздухе содержание азота со­ставляет 78 %. Для нормального роста и развития растений азот является жиз­ненно необходимым элементом, и для того чтобы повысить урожайность сель­скохозяйственных    культур,    человек ежегодно вносит в почву азотсодержащие минеральные удобрения.  Почему же растения не усваивают атмосферный азот?» В ходе поисковой беседы у учащихся  формируется  представление  о кратной ковалентной связи, её прочнос­ти, химических свойствах азота.

2. Метод эвристических заданий. Его суть заключается в том, что форму­лирование для школьников нового зако­на, правила и т. д. совершается не учи­телем с участием учащихся, а самими школьниками под его руководством и с его помощью. Этот метод можно исполь­зовать при изучении темы «Периодичес­кий закон и периодическая система хи­мических элементов Д. И. Менделеева». Ученикам предлагается самостоятельно «открыть» периодический закон. Они располагают элементы первых трёх пери­одов в порядке возрастания их относи­тельных атомных масс (предварительно подготовленный раздаточный материал). Следует обратить внимание учащихся на положение щелочных металлов и галоге­нов в полученном ряду. Ученики должны обнаружить, что сходные по своим свой­ствам элементы встречаются через опре­делённые интервалы, т. е. повторяются периодически. Так, через семь элемен­тов (благородные газы при Д. И. Менде­лееве ещё не были открыты), начиная с лития, появляется щелочной металл на­трий, ещё через семь — калий. Такая же периодичность обнаруживается и для галогенов. Далее учащимся предлагается расположить группы элементов так, что­бы щелочной металл оказался под ще­лочным металлом; галоген — под галоге­ном. В заключение учащиеся сравнива­ют     свой     вариант      «периодической системы»    с   периодической   системой Д. И. Менделеева, предлагают свою фор­мулировку периодического закона.

3. Метод исследовательских зада­ний. Его суть состоит в том, что учи­тель ставит перед учащимися теорети­ческие и практические исследователь­ские задания, имеющие высокий уро­вень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, проведение проблемно-поисковых прак­тических работ и работ научно-исследо­вательского характера.

Организацию учебной исследова­тельской деятельности учащихся сле­дует проводить поэтапно.

Одним из наиболее важных момен­тов в исследовательской работе являет­ся этап постановки проблемы, опреде­ление целей и задач, направленных на изучение проблемной ситуации, фор­мулирование темы. Как правило, ини­циатором и руководителем исследова­тельского проекта является учитель, поэтому, выбирая тему предстоящей исследовательской работы, необходимо учитывать интересы учащихся, их воз­растные особенности, уровень практи­ческой и теоретической подготовленности.
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz