Разделы
Наш опрос
|
Из опыта формирования исследовательской культуры учащихсяИсследовательский подход в обучении — это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у школьников научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся. Коммуникативный компонент включает в себя умения представить себя устно и письменно, отстаивать свою точку зрения и слушать других, передавать собеседнику полученную информацию. В процессе совместного решения проблем школьники учатся общаться со сверстниками как с коллегами, проговаривать и комментировать свои действия, описывать опыты и делать выводы. Информационный компонент проявляется в приобретении школьниками умений и навыков искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. Исследовательский компонент базируется на умениях ставить цель работы, выдвигать гипотезы, правильно определять задачи исследования и выбирать способы их реализации, составлять план действий, проводить эксперимент. В ходе выполнения исследования у школьников формируются навыки измерения, правильного оформления результата и формулировки соответствующих выводов. Учащиеся приобретают умения анализировать, осуществлять самооценку своей учебно-познавательной деятельности. Одним из основных приёмов активизации исследовательской деятельности обучающихся является проблемное обучение. Методы его организации могут быть самыми разнообразными. Остановимся на некоторых из них. 1. Метод проблемного изложения учебного материала. Его суть состоит в том, что учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся. Школьники активно участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений, доказательстве гипотез. Например, при изучении темы «Ковалентная связь» учащимся предлагается объяснить следующее явление: «В атмосферном воздухе содержание азота составляет 78 %. Для нормального роста и развития растений азот является жизненно необходимым элементом, и для того чтобы повысить урожайность сельскохозяйственных культур, человек ежегодно вносит в почву азотсодержащие минеральные удобрения. Почему же растения не усваивают атмосферный азот?» В ходе поисковой беседы у учащихся формируется представление о кратной ковалентной связи, её прочности, химических свойствах азота. 2. Метод эвристических заданий. Его суть заключается в том, что формулирование для школьников нового закона, правила и т. д. совершается не учителем с участием учащихся, а самими школьниками под его руководством и с его помощью. Этот метод можно использовать при изучении темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Ученикам предлагается самостоятельно «открыть» периодический закон. Они располагают элементы первых трёх периодов в порядке возрастания их относительных атомных масс (предварительно подготовленный раздаточный материал). Следует обратить внимание учащихся на положение щелочных металлов и галогенов в полученном ряду. Ученики должны обнаружить, что сходные по своим свойствам элементы встречаются через определённые интервалы, т. е. повторяются периодически. Так, через семь элементов (благородные газы при Д. И. Менделееве ещё не были открыты), начиная с лития, появляется щелочной металл натрий, ещё через семь — калий. Такая же периодичность обнаруживается и для галогенов. Далее учащимся предлагается расположить группы элементов так, чтобы щелочной металл оказался под щелочным металлом; галоген — под галогеном. В заключение учащиеся сравнивают свой вариант «периодической системы» с периодической системой Д. И. Менделеева, предлагают свою формулировку периодического закона. 3. Метод исследовательских заданий. Его суть состоит в том, что учитель ставит перед учащимися теоретические и практические исследовательские задания, имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, проведение проблемно-поисковых практических работ и работ научно-исследовательского характера. Организацию учебной исследовательской деятельности учащихся следует проводить поэтапно. Одним из наиболее важных моментов в исследовательской работе является этап постановки проблемы, определение целей и задач, направленных на изучение проблемной ситуации, формулирование темы. Как правило, инициатором и руководителем исследовательского проекта является учитель, поэтому, выбирая тему предстоящей исследовательской работы, необходимо учитывать интересы учащихся, их возрастные особенности, уровень практической и теоретической подготовленности. |
Поиск
Архив записей
|