Проблемная беседа
Проблемная беседа — это метод изложения материала, при котором монологические фрагменты его объяснения перемежаются с дискуссиями, спровоцированными вопросами учителя. В исследовательском обучении изучение нового материала максимально диалогизируется. Объяснение новой темы можно начать с проблемного вопроса, на который учащиеся предлагают несколько вариантов ответа. По этим ответам видно, какие смежные представления нужно скорректировать, чтобы новая тема правильно ассоциировалась с системой представлений о предмете. После того как учитель или кто-либо из учеников тактично объяснит, почему должны быть отброшены те или иные варианты ответа, остаются два-три здравых суждения, авторам которых предлагается их аргументировать. В дальнейшем аудитория либо находит слабое место в аргументации одного из суждений, либо приходит к выводу, что они не противоречат друг другу. В заключение учитель предлагает терминологически точную формулировку проработанного определения. В начале тематического цикла такие беседы могут затягиваться на 15—20 минут, поскольку немало времени уходит на корректировку неточных представлений и на то, чтобы «прописать» новую тему по нужному адресу среди смежных понятий. Если на первых занятиях удалось правильно выстроить базовые представления о предмете, в дальнейшем диалог будет занимать 3—5 минут.
Проблемная беседа более чем на половину является импровизацией, зависящей от суждений, выдвинутых учениками, поэтому в сценарии урока её можно отразить лишь конспективно: указать проблемный вопрос и терминологически верный итог, к которому желательно прийти.
В исследовательском обучении слово проблема имеет несколько узкое значение, чем в проблемном обучении. Исследовательская проблема основана либо на противоречии между недостаточным знанием учащегося (исследователя) и необходимостью интерпретировать научный факт, либо на противоречиях самого научного знания. Проблемы прикладного и психологического характеров в исследовательском обучении обычно не являются конструктивными элементами проблемной беседы.
Эвристическая (поисковая) беседа
Эвристической беседой называют систему логически связанных вопросов учителя и ответов учащихся, в результате которых ученики открывают новое для себя знание. Излагая материал этим методом, преподаватель обращается к учащимся с цепочкой аналитических вопросов, которые разбивают учебную проблему на серию более мелких, сложность которых ниже и доступна осмыслению школьников.
Учебное исследование
Метод учебных исследований опирается на традиции фундаментального белорусского образования и на описанный в педагогической литературе исследовательский метод проблемного обучения. При его использовании учащиеся, осознав поставленную проблему, «сами намечают план поиска, строят предположение (гипотезу), обдумывают способ её проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, классифицируют, обобщают факты, доказывают, делают выводы».
Индивидуальные и групповые учебные исследования являются квинтэссенцией исследовательского обучения. Методика организации учебных исследований в самых различных предметных областях описана в современной методической литературе.