Воскресенье, 02.02.2025, 05:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Методика обучения химии

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 499
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Методы исследовательского обучения

Проблемная беседа

Проблемная беседа — это метод изло­жения материала, при котором моноло­гические фрагменты его объяснения пе­ремежаются с дискуссиями, спровоциро­ванными вопросами учителя. В исследо­вательском обучении изучение нового материала максимально диалогизируется. Объяснение новой темы можно на­чать с проблемного вопроса, на который учащиеся предлагают несколько вариан­тов ответа. По этим ответам видно, какие смежные представления нужно скорректировать, чтобы новая тема пра­вильно ассоциировалась с системой пред­ставлений о предмете. После того как учитель или кто-либо из учеников так­тично объяснит, почему должны быть отброшены те или иные варианты отве­та, остаются два-три здравых суждения, авторам которых предлагается их аргу­ментировать. В дальнейшем аудитория либо находит слабое место в аргумента­ции одного из суждений, либо приходит к выводу, что они не противоречат друг другу. В заключение учитель предлага­ет терминологически точную формули­ровку проработанного определения. В начале тематического цикла такие бе­седы могут затягиваться на 15—20 ми­нут, поскольку немало времени уходит на корректировку неточных представле­ний и на то, чтобы «прописать» новую тему по нужному адресу среди смежных понятий. Если на первых занятиях уда­лось правильно выстроить базовые пред­ставления о предмете, в дальнейшем ди­алог будет занимать 3—5 минут.

Проблемная беседа более чем на по­ловину является импровизацией, завися­щей от суждений, выдвинутых учени­ками, поэтому в сценарии урока её можно отразить лишь конспективно: указать проблемный вопрос и термино­логически верный итог, к которому же­лательно прийти.

В исследовательском обучении слово проблема имеет несколько узкое значе­ние, чем в проблемном обучении. Ис­следовательская проблема основана либо на противоречии между недоста­точным знанием учащегося (исследова­теля) и необходимостью интерпретиро­вать научный факт, либо на противоре­чиях самого научного знания. Пробле­мы прикладного и психологического характеров в исследовательском обуче­нии обычно не являются конструктив­ными элементами проблемной беседы.

Эвристическая (поисковая) беседа

Эвристической беседой называют си­стему логически связанных вопросов учителя и ответов учащихся, в резуль­тате которых ученики открывают новое для себя знание. Излагая материал этим методом, преподаватель обращает­ся к учащимся с цепочкой аналитичес­ких вопросов, которые разбивают учеб­ную проблему на серию более мелких, сложность которых ниже и доступна осмыслению школьников.

Учебное исследование

Метод учебных исследований опира­ется на традиции фундаментального бе­лорусского образования и на описанный в педагогической литературе исследова­тельский метод проблемного обучения. При его использовании учащиеся, осоз­нав поставленную проблему, «сами на­мечают план поиска, строят предполо­жение (гипотезу), обдумывают способ её проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, сравнивают, класси­фицируют, обобщают факты, доказыва­ют, делают выводы».

Индивидуальные и групповые учеб­ные исследования являются квинтэс­сенцией исследовательского обучения. Методика организации учебных иссле­дований в самых различных предмет­ных областях описана в современной методической литературе.

Поиск
Календарь
«  Февраль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей

Copyright MyCorp © 2025
Сайт создан в системе uCoz