Разделы
Наш опрос
|
Межпредметные связи химии с гуманитарными дисциплинамиЕстественные науки, и в частности химия, содержат в себе огромный гуманитарный потенциал, включая мировоззренческие, нравственные, гражданские и эстетические составляющие. В связи с этим гуманитаризация школьной науки химии как одно из средств гуманизации образования в целом становиться актуальной в общеобразовательной школе.[c. 42, Аршанский Е.Я., Чернобельская Г.М. Химия для гуманитариев: как подготовить и провести урок // Химия в школе. – 2001. – №3. – с. 42-46. ] В первую очередь необходимо обращаться на уроках химии к литературным произведениям, органически увязывая их с материалом темы. Фрагменты из художественных произведений могут нести обучающую нагрузку. С большим интересом учащиеся воспринимают химические сюжеты или упоминания о веществах и химических превращениях, встречающихся в произведениях Ж. Верна, А. П. Казанцева, Г. Б. Адамова, А.Р. Беляева, И.А. Ефремова, А.Н. Толстого, Г. Уэлса и других. Для учащихся, занимающихся углубленным изучением языков, очень важно установление межпредметных связей химии с лексикой русского языка, поэтому нужно знакомить их с метафорическим употреблением химических терминов, с синонимическими рядами названий, используемыми не только в учебной и научной литературе, но и в бытовой лексике, разговорной речи. Приведем примеры метафорических названий, используемых в химии: водяная баня, «оловянная чума», «веселящий газ», лисий хвост и т. д. Кроме того, химический эксперимент, выступая в роли источника приобретения эмпирических знаний, служит надежным средством превращения эмпирических знаний в убеждения, а следовательно, источником формирования мировоззрения. Химический эксперимент должен моделировать процессы происходящие в природе (выделение кислорода при фотосинтезе), или имитировать возможные последствия катастроф (сжигание серы – кислотный дождь). Важно показывать учащимся-гуманитариям практическую значимость отдельных веществ, их химические и физические свойства (испытание рН растворов сока лимона, яблока, слюны), а также воспроизводить исторический химический эксперимент (горение фосфора в закрытой колбе, К.В. Шееле,1777 г.). [Аршанский Е.Я. Обучение химии в разнопрофильных классах. – М.: Центрхимпресс,2004] В инструкции по проведению опытов, включая гуманитарный компонент, нужно помнить, что он не должен перегружать описание опыта, а придавать ему историческую, экологическую и практическую направленность.[c. 61. Аршанский Е.Я. Организация практических работ в гуманитарных классах // Химия в школе. – 2002. – №3. – с. 61-66.] Приведем примеры некоторых культурологических экскурсов при проведении некоторых химических опытов.
Межпредметный химико-гуманитарный эксперимент
1.Получение иода Реактивы и оборудование: пробирка, натрий иод, концентрированная серная кислота. Иод был открыт в 1811 г. французским химиком-технологом Бернаром Куртуа. Друзья Куртуа рассказывали любопытные подробности открытия иода. У химика был любимый кот, который во время обеда обычно сидел на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории, и однажды кот, чего-то испугавшись, спрыгнул на пол, как раз на склянки, стоявшие около лабораторного стола. В одной из них Куртуа приготовил для опыта суспензию золы водорослей в воде, а в другой находилась концентрированная серная кислота. Склянки разбились, жидкости смешались. Образовались густые клубы фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде мельчайших темно-серых кристалликов с металлическим блеском. Куртуа опубликовал свои наблюдения, но природу фиолетового пара не установил. Только через два года другой французский химик Жозеф Гей-Люссак доказал, что «вещество Куртуа» принадлежит к группе галогенов, и дал ему название «иод», что в переводе с греческого означает «фиолетовый». Первый в России завод по получению иода был пущен в 1915 г. в Екатеринбурге. На нем из золы черноморской водоросли филлофоры, которая способна извлекать иод из морской воды и концентрировать его в своих тканях, было получено 200 кг иода. В 1917 г. в Архангельске построили еще один завод по получению иода из водоросли ламинарии, или морской капусты. Проведение опыта: будем получать иод так, как это случайно сделал Б. Куртуа. Правда, для этого нет необходимости брать в качестве исходного вещества вытяжку из морской капусты. Известно, что зола некоторых водорослей содержит иодид натрия, который и взаимодействует с концентрированной серной кислотой с образованием иода: 2NaI + 2H2SO4 = I2 + SO2↑ + Na2SO4 + 2H2O
Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. – М: Вентана-Граф,2002.
2.Получение и свойства кислорода Впервые кислород был выделен в 1770 г. знаменитым шведским химиком Карлом Шееле. Он получил кислород несколькими способами. Один из них — разложение перманганата калия при нагревании. Немного позже, в 1774 г. кислород выделил англичанин Джозеф Пристли. Французский ученый Антуан Лоран Лавуазье исследовал свойства кислорода и создал кислородную теорию горения, поэтому он по праву разделяет с Джозефом Пристли и Карлом Шееле честь открытия важнейшего химического элемента. Сегодня вам предоставляется уникальная возможность повторить открытие Карла Шееле. Вы сможете сами получить кислород и исследовать его свойства. Руководствуйтесь при этом следующим планом. Проведение опыта: в пробирку поместите перманганат калия (1 г), вложите около ее отверстия рыхлый комочек ваты и закройте пробкой с газоотводной трубкой. Проверьте прибор на герметичность. Зажмите пробирку в ладони (рис 10), опустите конец трубки в воду: появление пузырьков воздуха свидетельствует о герметичности прибора. Закрепите собранный прибор в лабораторном штативе в горизонтальном положении. Опустите конец газоотводной трубки в пустую пробирку. Нагрейте пробирку с перманганатом калия, соблюдая правила нагревания. Соберите кислород в пробирку способом вытеснения воздуха (рис.11). Проверьте его наличие с помощью тлеющей лучинки и накройте пробирку стеклом. С помощью тигельных щипцов раскалите в пламени уголек и внесите в стакан с кислородом, что наблюдаете?
3. Получение оксида углерода(4) и изучение его свойств В XVI в. в Голландии жил известный естествоиспытатель, врач и алхимик Иоганн Баптист Ван Гельмонт. Его любимым занятием было измерение массы и объема продуктов химических реакций. Однажды ученый сжег 62 фунта (около 20 кг) древесного угля и получил примерно 1 фунт золы. Ван Гельмонт сделал вывод, что остальная масса угля (61 фунт) превратилась в «лесной дух». Как вы уже догадались, «лесным духом» был образовавшийся в результате горения угля углекислый газ. Ван Гельмонт настойчиво пытался получить «лесной дух» при протекании других реакций, но сделать этого не смог. Сегодня вам предстоит разгадать загадку Ван Гельмонта. Вы сможете, не сжигая угля, получить углекислый газ и даже исследовать его свойства. Наверняка у вас возник вопрос: не является ли работа с углекислым газом опасной для вашего здоровья? Действительно, большое количество оксида углерода(IV) угнетающе действует на человеческий организм, вызывая головную боль, повышение кровяного давления, учащение сердцебиения. Однако небольшая концентрация углекислого газа во вдыхаемом воздухе (менее 0,1 %), наоборот, стимулирует сердечную деятельность, а также возбуждает дыхательные центры мозга. Поэтому вы можете не опасаясь приступать к работе, для успешного выполнения которой следует строго выполнять инструкции. ИНСТРУКЦИЯ № 1 1. Соберите и зарядите прибор для получения газов по плану:
2. Откройте зажим и наполните
углекислым газом химический стакан. 3.Проверьте,
полностью ли заполнен стакан углекислым газом. Как это сделать? 4.Закройте стакан картонным кружком.
Белорусский писатель B.C. Короткевич в романе «Черный замок Ольшанский» пишет: «Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии... Из вулканической трещины [в пещере] выделяется углекислый газ... Человек войдет [в пещеру] и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут...»
Основываясь на результатах следующего опыта, вы сможете объяснить загадку «собачьей пещеры». ИНСТРУКЦИЯ № 2 1. Возьмите второй химический стакан и поместите на его дно свечу. Зажгите свечу горящей лучиной. 2. «Перелейте» газ из первого стакана во второй. Объясните наблюдения.
В начале XIX в. в Англии знаменитому химику и философу Джозефу Пристли был выдан патент на изготовление содовой воды. Содовая вода - это насыщенный раствор оксида углерода(4). Сейчас вы сами сможете получить содовую воду и, не пробуя, определить ее вкус. Вам необходимо также объяснить причины появления такого вкуса.
ИНСТРУКЦИЯ № 3 1.Налейте в
пробирку воду на 1/5 часть ее вместимости. 2.Подкрасьте
воду несколькими каплями метилоранжа. 3. Пропускайте в подкрашенную воду углекислый газ. Что наблюдаете?
В земной коре в разных частях света есть бездонные пещеры — своеобразные черные дыры, происхождение которых овеяно легендами и преданиями. Решающую роль в появлении этих пещер играет углекислый газ, который извлекается из воздуха дождевой водой. Потоки дождевой воды попадают на пласты известняка — карбоната кальция — и превращают его в растворимый гидрокарбонат кальция, который уносится подземными водами. Внутри подземных известковых пластов образуются огромные полости — карстовые пещеры. В недрах Земли грунтовые воды (раствор гидрокарбоната кальция) могут подвергаться нагреванию. Стекая со стен пещеры, раствор гидрокарбоната кальция начинает испаряться, а сама соль разлагаться с образованием кристаллов нерастворимого карбоната кальция. Так природа создает сталактиты и сталагмиты, похожие на колонны сказочных дворцов. Аршанский Е. Я. Организация практических работ в гуманитарных классах //Химия в школе. – 2002. -- № 3. – С. 63-67. |
Поиск
Архив записей
|