Одной из важнейших задач учителя является развитие мыслительных способностей учащихся (что не менее важно, чем простое приобретение знаний и навыков), которое возможно только в процессе самостоятельного творческого поиска новых знаний и способов деятельности, т. е. при решении проблем, возникающих в ходе исследования, I организованного учителем.
Как показывает опыт, учебно-исследовательская деятельность способствует:
• расширению и актуализации у учащихся знаний по предметам школьной программы, развитию у них интереса к изучаемым дисциплинам, а также представлений о межпредметных связях;
• развитию интеллектуальной инициативы школьников в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
• созданию предпосылок для развития у учащихся научного образа мышления;
• освоению ими творческого подхода к любому виду деятельности;
• обучению использовать в своей деятельности информационные технологии, а также другие средства коммуникации;
• формированию в учреждении образования развивающей образовательной среды для ребёнка;
• профессиональному самоопределению учащихся;
• получению ими предпрофеесиональной подготовки;
• содержательной организации свободного времени детей.
При осуществлении исследовательской деятельности на основании эксперимента предполагаются следующие этапы общенаучной деятельности:
• постановка цели эксперимента, определяющая, какой результат намерен получить экспериментатор в ходе исследования;
• формулировка и обоснование гипотезы, которую можно положить в основу эксперимента. Гипотеза — это совокупность теоретических положений, истинность которых подлежит проверке;
• планирование эксперимента, которое проходит в следующей последовательности: 1) составление плана проведения эксперимента и при необходимости изображение конструкции прибора; продумывание работы после окончания эксперимента (утилизация реактивов, особенности мытья посуды и т. д.); 2) отбор лабораторного оборудования и реактивов; 3) выявление источника опасности (описание мер предосторожности при выполнении эксперимента); 4) выбор формы оформления результатов эксперимента;
• осуществление эксперимента, фиксация наблюдений и измерений;
• анализ, обработка и объяснение результатов эксперимента, которые предусматривают: 1) математическую обработку результатов эксперимента (при необходимости); 2) сравнение результатов эксперимента с гипотезой; 3) объяснение протекающих процессов в эксперименте; 4) формулировку выводов;
• рефлексия — осознание и оценка эксперимента на основе сопоставления цели и результатов, в ходе которого необходимо выяснить, все ли операции по выполнению эксперимента были успешными.
Особую группу составляют задания эвристического и исследовательского характера. Выполняя их, учащиеся используют рассуждения как средство получения субъективно нового знания о веществах и химических реакциях. При этом школьники осуществляют теоретические исследования, на основе которых они формулируют определения, находят взаимосвязи между строением и свойствами, генетическую взаимосвязь веществ, систематизируют факты и устанавливают закономерности, проводят эксперимент с целью разрешения проблемы, сформированной учителем или поставленной самостоятельно.
Например, при изучении свойств амфотерных гидроксидов можно предложить такое задание: «Будет ли одинаков результат взаимодействия растворов гидроксида натрия и хлорида алюминия при добавлении первого ко второму и наоборот?»
При изучении темы «Обобщение свойств основных классов неорганических веществ» можно предложить учащимся ответить на вопрос: «Что произойдёт, если к раствору сульфата меди(П) добавить раствор гидроксида натрия, а к раствору карбоната натрия — гидроксид калия?»
По теме «Галогены» интерес могут вызвать вопросы:
1. Какой цвет приобретёт индикаторная бумажка в свежеприготовленном растворе хлора в воде?
2. Какой цвет будет иметь индикаторная бумажка в растворе хлора, который некоторое время находился на свету?
Ответы на эти вопросы подтверждаются опытным путём.
Практика показывает, что использование творческих заданий, которые заключаются в прогнозировании свойств веществ, способствует формированию исследовательских умений, стимулирует интерес, позволяет познакомить учащихся с достижениями учёных, увидеть красивые, изящные яркие примеры работы творческой мысли.
При изучении темы «Углеводы» ученики могут выполнить следующие задания:
1. Немецкий химик Христиан Шёнбейн нечаянно пролил на пол смесь серной и азотной кислот. Он машинально вытер пол хлопчатобумажным фартуком своей жены. «Кислота может поджечь фартук», — подумал Шёнбейн, прополоскал фартук в воде и повесил сушить над печкой. Фартук подсох, но затем раздался негромкий взрыв и ... фартук исчез. Почему произошёл взрыв?
2. Что произойдёт, если долго жевать хлебный мякиш?
В результате выполнения лабораторного опыта № 3 (7 класс) «Изучение признаков протекания химической реакции (выделение газа)» учащиеся должны убедиться, что главным признаком при взаимодействии мела и уксусной кислоты является выделение газа. Однако более наблюдательные ученики могут отметить и другой признак: растворение твёрдого вещества мела в уксусной кислоте. Для закрепления результатов опыта учащимся можно предложить ответить на вопросы:
1. Где в домашних условиях мы встречаемся с подобным признаком реакции?
2. Какое вещество можно использовать вместо уксуса при приготовлении шипучих напитков?
В лабораторном опыте № 6 (7 класс) «Взаимодействие кислот с металлами» ученики получают экспериментальное подтверждение ряда активности металлов и лабораторного способа получения водорода. Можно предложить им найти ответы на следующие вопросы:
1. Какие ещё металлы можно использовать для получения водорода из кислот?
2. Почему для получения водорода нельзя использовать ртуть?
При изучении темы «Белки» учащимся можно поставить следующий вопрос: «Почему нельзя сушить обувь из натуральной кожи на батарее центрального отопления?»
Чтобы ответить на вопрос, ученики составляют план поиска ответа:
а) белковый состав кожи;
б) структура молекулы белка;
в) влияние температуры на структуру белка.
Затем находят ответ: «Высокая температура, вызывая денатурацию и деструктурирование белка, приводит к изменению прочности и размера обуви».В работе также можно использовать проблемный демонтрационный эксперимент, например: испытание веществ и их растворов на электропроводимость; реакция солей аммония со щелочами; нейтрализация кислот аммиаком («дым без огня»); взаимодействие металлов с растворами солей; отношение алюминия к азотной концентрированной кислоте; реакция этилена с бромной водой и раствором перманганата калия; амфотер-ностй гидроксида алюминия; реакция глицерина с гидроксидом меди(П) и др.
Эксперимент можно включать либо на этапе формулировки, либо на этапе решения проблемы. В последнем случае опыт подтверждает (или не подтверждает) выдвинутую учащимися гипотезу, а проблема определяется с помощью других способов и методов. В этом случае особую роль играет мысленный эксперимент, который развивает абстрактное мышление. К ним относятся задания, в которых необходимо получить конкретное вещество из предложенных; получить его несколькими способами; мысленно перебрать все характерные и качественные реакции, свойственные данному классу веществ; выявить генетическую связь между классами неорганических веществ. Пренебрегать мысленным экспериментом нельзя, его можно проводить на всех этапах урока в форме групповой, фронтальной или индивидуальной работы.
Например, на уроке по теме «Галогены и их соли» на этапе закрепления материала вместо репродуктивного вопроса о цветах галогенидов серебра можно предложить мысленный эксперимент на распознавание растворов галогенидов.
При изучении темы «Электролитическая диссоциация» традиционное экспериментальное определение электрической проводимости веществ с помощью прибора начинается с мысленного! эксперимента. После этого проводится '
демонстрационный эксперимент. Учащиеся сравнивают и анализируют результаты, выполняют в тетрадях рисунки и схемы, записывают уравнения реакции электролитической диссоциации. Примеры заданий мысленного эксперимента:
1. В реторту насыпали порошок цинка, перекрыли газоотводную трубку зажимом, реторту взвесили и содержимое прокалили. Когда реторта остыла, её снова взвесили. Изменилась ли её масса и почему?
2. Затем зажим открыли. Изменилась ли масса и почему?
3. На чашках весов уравновешены стаканчики с растворами гидроксида и хлорида натрия. Изменит ли положение стрелка весов через некоторое время и почему?
4. Предложите способы получения этилового спирта, используя в качестве исходного сырья природный газ и воду.
5. Составьте уравнения реакций получения уксусной кислоты исходя из известняка, каменного угля, воды, воздуха.
6. Как можно получить анилин, если в качестве исходного сырья использовать природный газ, воздух и воду?
7. Натуральный мёд содержит глюкозу и фруктозу. Предложите способы получения искусственного мёда.
8. Предложите свои способы решения проблемы превращения жидких жиров в твёрдые. Какое экономически выгодное для Беларуси сырьё можно для этого использовать?
9. Выберите и обоснуйте наиболее экономически выгодные способы получения глицерина для смягчения кожи зимних сапог.
10. Предложите способы обнаружения в природной воде или воде, прошедшей систему промышленной водоочистки: а) избыточной кислотности или щёлочности; б) катионов аммония; в) нитрат-анионов.
11. У вас возникло подозрение, что работники автозаправочной станции,
где постоянно заправляет машину ваш отец, добавляют в бензин воду. В вашем распоряжении имеется негашёная известь. Молено ли с её помощью проверить свои подозрения?
При изучении качественных реакций на ионы учащиеся приобретают умение составлять план распознавания веществ. Класс делится на группы по четыре человека и каждой из них даётся задание составить план определения растворов сульфата, карбоната и хлорида натрия, которые находятся в трёх пронумерованных пробирках. Обязательные условия: наглядность. Желаемые условия: быстрота и минимум затраченных реактивов. Каждая группа защищает свой план, используя ранее полученные знания, записывает молекулярные и ионные уравнения реакций. В заключение учащиеся проводят лабораторный опыт, реализуя свой план на практике.
Особое место в учебном процессе занимают упражнения, формирующие у школьников представления о таком методе научного исследования, как моделирование. В этом им может помочь выполнение следующих заданий:
1. Изготовьте модели атомов кислорода, серы, селена, теллура. Сравните их свойства.
2. Исходя из строения атомов определите вид химической связи в соединениях H2S, Н2O, H2Se. Как изменяется поляризация химической связи с ростом радиуса элементов VI группы?
3. Что такое экологический дом? Предложите его модель.
4. При приготовлении пищи на кухне возникает
специфический запах альдегида акролеина. Составьте структурную
формулу этого вещества, если известно, что его молекулярная формула С3Н40
и
альдегид является непредельным. Как можно избавиться от этого запаха?
Задания на нахождение и объяснение причинно-следственных связей также играют важную роль в формировании у учащихся представлений о методах научного исследования, поскольку причинность — одна из форм общей взаимосвязи явлений объективного мира. Для многих школьников выполнение заданий на определение следствии из теории является достаточно сложным, однако доступным видом работы. Не зря учёные отмечают, что «сила науки не только в том, что она объясняет наблюдаемые явления, но и в том, что она может предсказать ход того или иного процесса». Поэтому суть таких заданий составляют вопросы типа: «Чем это обусловлено?», «Как это можно объяснить?», «Почему это произошло?», «От чего это зависит?», «Что бы изменилось, если бы...?» Примеры:
1. В городе, где начал действовать завод по производству фосфорных удобрений из фторапатитового концентрата, жители заметили, что оконные стёкла постепенно тускнеют. Каковы возможные причины этого явления?
2. Каковы причины появления кислотных дождей? Какое воздействие они .оказывают: а) на сооружения из металла и бетона; б) технику; в) почву; г) произведения искусства из металла, мрамора, известняка?
Одной из форм реализации исследовательского метода обучения является составление рассказов-задач, сказок, поэтических произведений. Этот вид деятельности предполагает написание учащимися небольшого литературного произведения, которое описывает завуалированное в тексте явление или вещество. В кабинете собран архив из таких ученических работ.
Так всё-таки нужны ли современным школьникам навыки исследования? На мой взгляд, исчерпывающим ответом на этот вопрос могут стать слова Нобелевского лауреата, нашего земляка Ж. И. Алфёрова, чьё мнение, безусловно, достойно внимания: «Для всякой уважающей себя страны есть три привилегированные статьи. На первое место я ставлю здравоохранение, потому что прежде всего человек должен быть физически здоров. На второе — образование, потому что необразованному человеку не то что в XXI веке, но и в прошлом веке делать было нечего. И на третье место я поставлю науку, потому что именно наука определяет будущее человечества...».