Важнейшими задачами изучения химии являются создание условий для развития познавательных интересов учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей, а также для формирования мотивации к изучению химии как одной из фундаментальных естественных наук. Успешному решению этих задач, на мой взгляд, способствует использование исследовательского подхода в процессе обучения. I Осуществлять исследовательскую деятельность необходимо в комплексе: на уроке и во внеурочное время. Необходимые для проведения исследования умения в первую очередь формируются и отрабатываются на уроке, например такие, как:
— задавать вопросы и давать определения понятиям;
— выделять существенные признаки;
— анализировать, выделять главное, делать выводы, планировать;
— наблюдать;
— проводить эксперимент.
Формированию этих умений способствует работа с учебником и дополнительной литературой, демонстрация опытов, выполнение учащимися лабораторных и практических работ, домашнего эксперимента. Химия — наука экспериментальная и именно эксперимент способствует развитию положительной мотивации к изучению предмета и, как следствие, повышению качества знаний.
Сформировать и развить у учащихся интерес к изучению химии, выявить способности к этому предмету, расширить их кругозор, способствовать овладению специальными умениями и навыками экспериментальной деятельности помогает внеклассная работа. Традиционно в нашей школе проводятся предметные декады и недели, в том числе и естественных наук. В рамках декады проходят Дни химии. Учащиеся с удовольствием готовят сообщения с презентациями и выступают на классных часах, участвуют в химических викторинах, турнирах, конкурсах газет и презентаций на химическую тему. Для учеников шестых классов старшеклассники готовят показательный урок «Знакомьтесь, это — химия», который имеет пропедевтическое значение и мотивирует школьников к изучению химии.
Успех исследовательской деятельности во многом зависит от её чёткой организации. В процессе выполнения исследования необходимо придерживаться следующих этапов:
— подготовка учащихся к исследовательской деятельности;
— выбор проблемы (темы);
— исследование проблемы (анализ литературы);
— разработка собственного варианта решения проблемы (составление плана, определение цели и задач работы, выбор средств и методов исследования);
— выполнение практической работы и анализ полученных результатов;
— подготовка к защите исследовательской работы (оформление исследования согласно установленным требованиям);
— презентация и защита исследовательской работы (доклад, демонстрация наглядного материала, ответы на вопросы);
рефлексия.