Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Рейтинговая система оценки знаний
Разноуровневая дифференциация и
личностно ориентированный подход в обучении — основные принципы модульной технологии
— как нельзя лучше сочетаются при применении рейтинговой системы контроля и
оценки учебных достижений. Это обеспечивает одновременное обучение школьников с
разным уровнем развития учебных способностей. Использование разноуровневых
заданий целесообразно и потому, что каждый ученик, отвечая на вопросы и
выполняя задания выборочного уровня, может сам оценить свою работу, понять,
насколько глубоки его знания.
Для рейтингового контроля в модульной программе
предусмотрен ряд проверочных рейтинговых работ. Они стоят в разделе «Входной
контроль» и рассчитаны на 10—20 минут. Задания каждой проверочной работы
сгруппированы по трем уровням: А, В, С. Задания уровня А направлены на проверку
усвоения минимума конкретных знаний по отдельному элементу знаний и носят репродуктивный
характер. Максимальная оценка за такую работу — 6 баллов. Задания уровня В
направлены на проверку умения учеников применять знания в новых ситуациях,
совершать логические операции, анализ, синтез, сравнение, носят конструктивный
характер и оцениваются максимальным баллом 8. Задания уровня С направлены на
проверку целостного восприятия учебного материала, способность свободно
пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, самостоятельно проводить
сравнения и обобщения, носят творческий характер, оцениваются максимальным
баллом 10. На каждой проверочной и контрольной работе выдаются учащимся тексты
всех уровней заданий по двум вариантам. Каждый ученик сам выбирает свой уровень
и заранее планирует, какую отметку сможет получить для рейтинга.
Итоговая рейтинговая отметка выставляется следующим
образом: сумма всех отметок (проверочные работы, устные ответы или зачеты,
тестовые проверочные работы, дополнительные домашние задания по желанию ученика
и др.) делится на число работ. В специальном журнале отмечается сумма
набранных каждым учеником баллов в данной модульной программе и определяется
его рейтинг.
На мой взгляд, такое сочетание модульной технологии с
рейтинговой системой оценки знаний оправданно, так как позволяет достигнуть
системных знаний по теме. Учащийся осознанно планирует, регулирует,
корректирует и контролирует свою учебную деятельность. Задача же учителя
заключается в предоставлении ученику различных возможностей в получении
необходимых знаний. С целью отслеживания результатов применения рейтинговой
системы в 2004 г. было проведено тестирование учащихся 9 классов. Девятиклассники
отметили
положительные стороны:
• каждый сам определяет свой учебный уровень;
•
более объективная
отметка в журнале;
•
при желании можно
улучшить итоговую отметку;
•
реальная оценка
знаний;
•
контроль каждого
элемента знаний;
•
знаешь свой
рейтинг в классе;
отрицательные стороны:
•
надо хорошо
готовиться к каждому уроку;
•
ухудшение
рейтинга при пропусках уроков;
•
малоэффективно
списывание друг у друга;
•
если пропустил
урок, всё равно надо учить тему;
•
всё время следить
за отметками;
•
обидно, если
плохой рейтинг и отметка.
В 2004/05 учебном году опыт применения
рейтинговой системы был продолжен в 10 классах. Для каждой темы была создана
модульная программа, технологическая карта и выставлена рейтинговая отметка.
Так, тему «Строение атома и периодический закон» изучали 7 уроков. Было
проведено 4 самостоятельные рейтинговые работы (2 — текстовые, 1 — по
построению электронных формул, 1 — по решению задач) и зачет. Все работы —
уровневые. С первой рейтинговой работой — тестом — учащиеся справились не
совсем хорошо, преобладающая отметка — 5 баллов. Была проведена коррекция на
следующем уровне, а для некоторых — на стимулирующем занятии. Следующие работы
были выполнены лучше, преобладающие отметки — 7—8 баллов. Лишь с отдельными
учениками была проведена коррекционная работа. Результат — рейтинговая отметка
— также в основном 7—8 баллов.
Технологическая карта Тема: «Строение
атома и периодический закон
Цель: сформулировать
представление о ядерной модели строения атома, об электронном облаке, атомной
орбитали, уровнях и подуровнях, о периодическом законе Д. И. Менделеева,
структуре периодической таблицы, о физическом смысле периодического закона.
№ урока
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Тема урока
|
Ядерная модель строения
атома Изотопы
|
Электронное
строение атомов, s-, р-, d-орбитали
|
Строение электронных оболочек
атомов элементов I—III периодов
|
Периодический закон химических
элементов. Структура периодической системы
|
Периодическая зависимость свойств химических элементов
и их соединений
|
Характеристика химических
элементов на основании их положения в периодической системе
|
Обобщение знаний по теме
«Строение атома и периодический закон»
|
Ученики знают
|
Элементарные
частицы атома. Нуклид, изотопы,
атомная модель
|
Электронное облако, энергетический
уровень и подуровень, s-, p-электроны
|
Распределение ё по
энергетическим уровням 2ё; 8ё; 18ё; 8ё, формулу N=2n2
|
Формулировку
периодического закона, структуру
периодической таблицы, что показывают номер группы и периода
|
Атомные и ионные радиусы,
энергия ионизации, электроотрицательность. Металлические и неметаллические
свойства элементов и их изменения в группе и периоде
|
План характеристики химического
элемента
|
Строение атомов I—IV
периодов. Строение электронных оболочек атомов I—IV периодов. Периодичность
свойств атомов химических элементов и их соединений
|
Ученики умеют
|
Применять понятия атом, вычислять Аr изотопов, определять
число р, п, ё для атома химического элемента по положению в периодической
системе
|
По периодической системе
определять для химических элементов число уровней, число ё на подуровнях
|
Составлять схемы
электронного строения атомов:
I—Ш периодов — А,
•
периода — В,
•
периода — С; электронные формулы, электронно-графические формулы
|
Строить электронные и графические
формулы, определять число р, ё, п в атомах I—III периодов, решать задачи по
определению химических элементов
|
Сравнивать элементы по энергии
ионизации, электроотрицательности, их металлические
и неметаллические свойства
|
Давать характеристику химическим
элементам I—III периодов по плану А В, С, составлять уравнения химических
реакций, подтверждающих их химические свойства — В; составлять генетический
ряд элемента — С
|
Вычислять число нейтронов,
протонов и электронов у нуклидов атомов I—V периодов. По электронной формуле определять элемент.
Характеризовать элементы по положению в периодической системе
|
Формируемая область понимания
|
Атом — электронейтральная
система. Заряд ядра. Атомная орбиталь. Нук- лонное число
|
Двойственная природа ё. Уровень,
подуровень, спин ё
|
Электронная
конфигурация атомов. Правило
заполнения электронами ор- биталей
|
Структура ПС. Порядковый номер,
группа, подгруппа
|
Электроотрицательность, характер
оксидов и гидроксидов химических элементов
|
Обобщение знаний о химическом
элементе —» периодическая система химических элементов
|
Обобщение знаний о химических
элементах
|
Закрепление ЗУН
|
Умение работать с учебником,
слушать учителя, применять знания для определения элементарных частиц
|
Слушать, делать выводы,
запоминать, работать с учебником
|
Применять на практике полученные
знания о строении атомов
|
Применять полученные
знания при решении задач, обобщать, активизировать знания из темы 1
«Основные химические понятия и законы»
|
Анализировать, обобщать,
организовывать рациональную работу с учебником, работать в паре
|
Активизация и обобщение знаний,
аккуратность и последовательность в действиях
|
Контроль
|
Самоконтроль и стартовый
тест
|
Самоконтроль и
взаимоконтроль, рейтинговый химический диктант-тест
|
Самоконтроль и контроль
учителя, рейтинговая самостоятельная работа № 1
|
Взаимоконтроль
|
Самоконтроль и контроль
учителя, рейтинговая самостоятельная работа № 2
|
Самоконтроль и контроль
учителя, рейтинговая тестовая работа
|
Взаимоконтроль и контроль
учителя
|
Тип урока
|
Изучение нового материала:
лекция и самостоятельная работа с книгой
|
Изучение нового материала
и первичное закрепление знаний
|
Закрепление
знаний и способов учебной деятельности
|
Изучение нового материала
и первичное закрепление знаний
|
Изучение нового материала
и знаний
|
Урок обобщения знаний с
полной самостоятельной деятельностью
|
Урок-зачет
|
Практическая часть
|
|
|
Электронные
схемы атомов
|
Различные виды
периодических таблиц, решение задач № 1
|
|
|
Вопросы и задания к зачету
|
Домашнее задание
|
§ 7:
А — упр. 4; В — упр. 3; С —
упр. 7
|
§
8:
А
— упр. 4, 5; В — упр. 7; С — упр. 6
|
§ 9:
А — упр. 4; В — упр. 5; С —
упр. 7
|
§ 10, повт. § 9:
А — упр. 8; В — упр. 7; С —
упр. 9
|
§ 11:
А
— упр. 8—10; В — № 198, 199;
С
— № 204, 206
|
§
12, повт. § 11:
А
— упр. 2, № 218; В — упр. С; С — упр. 5
|
|
|
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|