Суббота, 04.05.2024, 05:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Методика обучения химии

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 491
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Рейтинговая система оценки знаний

Разноуровневая дифференциация и личностно ориентированный подход в обучении — основные принципы модульной тех­нологии — как нельзя лучше сочетаются при применении рейтинговой систе­мы контроля и оценки учебных достижений. Это обеспечивает одновременное обучение школьников с разным уровнем развития учебных способностей. Ис­пользование разноуровневых заданий целесообразно и потому, что каждый уче­ник, отвечая на вопросы и выполняя задания выборочного уровня, может сам оценить свою работу, понять, насколько глубоки его знания.

Для рейтингового контроля в модульной программе предусмотрен ряд прове­рочных рейтинговых работ. Они стоят в разделе «Входной контроль» и рассчи­таны на 10—20 минут. Задания каждой проверочной работы сгруппированы по трем уровням: А, В, С. Задания уровня А направлены на проверку усвоения минимума конкретных знаний по отдельному элементу знаний и носят репро­дуктивный характер. Максимальная оценка за такую работу — 6 баллов. Зада­ния уровня В направлены на проверку умения учеников применять знания в новых ситуациях, совершать логические операции, анализ, синтез, сравнение, носят конструктивный характер и оцениваются максимальным баллом 8. Зада­ния уровня С направлены на проверку целостного восприятия учебного матери­ала, способность свободно пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, самостоятельно проводить сравнения и обобщения, носят творческий характер, оцениваются максимальным баллом 10. На каждой проверочной и контрольной работе выдаются учащимся тексты всех уровней заданий по двум вариантам. Каждый ученик сам выбирает свой уровень и заранее планирует, какую отмет­ку сможет получить для рейтинга.

Итоговая рейтинговая отметка выставляется следующим образом: сумма всех отметок (проверочные работы, устные ответы или зачеты, тестовые проверочные работы, дополнительные домашние задания по желанию ученика и др.) делит­ся на число работ. В специальном журнале отмечается сумма набранных каж­дым учеником баллов в данной модульной программе и определяется его рей­тинг.

На мой взгляд, такое сочетание модульной технологии с рейтинговой систе­мой оценки знаний оправданно, так как позволяет достигнуть системных зна­ний по теме. Учащийся осознанно планирует, регулирует, корректирует и кон­тролирует свою учебную деятельность. Задача же учителя заключается в предо­ставлении ученику различных возможностей в получении необходимых знаний. С целью отслеживания результатов применения рейтинговой системы в 2004 г. было проведено тестирование учащихся 9 классов. Девятиклассники отметили

положительные стороны:

    каждый сам определяет свой учебный уровень;

    более объективная отметка в журнале;

    при желании можно улучшить итоговую отметку;

    реальная оценка знаний;

    контроль каждого элемента знаний;

    знаешь свой рейтинг в классе;

отрицательные стороны:

    надо хорошо готовиться к каждому уроку;

    ухудшение рейтинга при пропусках уроков;

    малоэффективно списывание друг у друга;

    если пропустил урок, всё равно надо учить тему;

    всё время следить за отметками;

    обидно, если плохой рейтинг и отметка.

 

В 2004/05 учебном году опыт применения рейтинговой системы был про­должен в 10 классах. Для каждой темы была создана модульная программа, технологическая карта и выставлена рейтинговая отметка. Так, тему «Строе­ние атома и периодический закон» изучали 7 уроков. Было проведено 4 са­мостоятельные рейтинговые работы (2 — текстовые, 1 — по построению элек­тронных формул, 1 — по решению задач) и зачет. Все работы — уровневые. С первой рейтинговой работой — тестом — учащиеся справились не совсем хорошо, преобладающая отметка — 5 баллов. Была проведена коррекция на следующем уровне, а для некоторых — на стимулирующем занятии. Следую­щие работы были выполнены лучше, преобладающие отметки — 7—8 баллов. Лишь с отдельными учениками была проведена коррекционная работа. Резуль­тат — рейтинговая отметка — также в основном 7—8 баллов.


Технологическая карта Тема: «Строение атома и периодический закон

Цель: сформулировать представление о ядерной модели строения атома, об электронном облаке, атомной орбитали, уровнях и подуровнях, о периодическом законе Д. И. Менделеева, структуре периодической таблицы, о физическом смысле периодического закона.

урока

1

2

3

4

5

6

7

Тема уро­ка

 

 

 

Ядерная модель строения атома Изотопы

 

 

 

Электронное строение атомов, s-, р-, d-орби­тали

 

 

Строение элек­тронных оболо­чек атомов эле­ментов I—III периодов

 

 

Периодический закон химиче­ских элементов. Структура пери­одической сис­темы

Периодическая зависимость свойств химиче­ских элементов и их соединений

 

 

Характеристика химических эле­ментов на осно­вании их поло­жения в перио­дической системе

 

 

Обобщение зна­ний по теме «Строение ато­ма и периоди­ческий закон»

Ученики знают

 

 

 

 

Элементарные частицы атома. Нуклид, изото­пы, атомная мо­дель

 

 

 

 

Электронное об­лако, энергети­ческий уровень и подуровень, s-, p-электроны

 

 

 

 

Распределение ё по энергетиче­ским уровням 2ё; 8ё; 18ё; 8ё, формулу N=2n2

 

 

 

Формулировку периодического закона, струк­туру периоди­ческой таблицы, что показывают номер группы и периода

Атомные и ион­ные радиусы, энер­гия ионизации, электроотрицательность. Метал­лические и неме­таллические свой­ства элементов и их изменения в группе и периоде

План характе­ристики хими­ческого элемен­та

Строение атомов I—IV периодов. Строение элект­ронных оболочек атомов I—IV пе­риодов. Перио­дичность свойств атомов химиче­ских элементов и их соединений

Ученики умеют

Применять поня­тия атом, вы­числять Аr изо­топов, опреде­лять число р, п, ё для атома хи­мического эле­мента по поло­жению в перио­дической систе­ме

По периодиче­ской системе оп­ределять для хи­мических эле­ментов число уровней, число ё на подуров­нях

Составлять схе­мы электронно­го строения ато­мов:

I—Ш периодов — А,

      периода — В,

     периода — С; электронные формулы, электронно-графические формулы

Строить элект­ронные и гра­фические форму­лы, определять число р, ё, п в атомах I—III пе­риодов, решать задачи по опре­делению хими­ческих элементов

Сравнивать эле­менты по энер­гии ионизации, электроотрицательности, их металлические и неметалличе­ские свойства

Давать характе­ристику хими­ческим элемен­там I—III пери­одов по плану А В, С, составлять уравнения хими­ческих реакций, подтверждающих их химические свойства — В; составлять гене­тический ряд элемента — С

Вычислять чис­ло нейтронов, протонов и элек­тронов у нукли­дов атомов I—V периодов. По электронной формуле опреде­лять элемент. Характеризовать элементы по по­ложению в пе­риодической сис­теме

Формируе­мая об­ласть по­нимания

Атом — элект­ронейтральная система. Заряд ядра. Атомная орбиталь. Нук- лонное число

 

Двойственная природа ё. Уро­вень, подуро­вень, спин ё

Электронная конфигурация атомов. Прави­ло заполнения электронами ор- биталей

 

Структура ПС. Порядковый но­мер, группа, под­группа

Электроотрица­тельность, ха­рактер оксидов и гидроксидов химических эле­ментов

Обобщение зна­ний о химиче­ском элементе —» периодическая система химиче­ских элементов

 

Обобщение зна­ний о химиче­ских элементах

Закрепле­ние ЗУН

Умение рабо­тать с учебни­ком, слушать учителя, при­менять знания для определе­ния элементар­ных частиц

 

 

Слушать, де­лать выводы, запоминать, ра­ботать с учеб­ником

 

 

Применять на практике полу­ченные знания о строении ато­мов

Применять полу­ченные знания при решении за­дач, обобщать, активизировать знания из те­мы 1 «Основные химические поня­тия и законы»

Анализировать, обобщать, орга­низовывать ра­циональную ра­боту с учебни­ком, работать в паре

 

 

 

Активизация и обобщение зна­ний, аккуратность и последова­тельность в действиях

Контроль

Самоконтроль и стартовый тест

Самоконтроль и взаимоконтроль, рейтинговый хи­мический дик­тант-тест

Самоконтроль и контроль учите­ля, рейтинговая самостоятельная работа № 1

 

Взаимоконтроль

Самоконтроль и контроль учите­ля, рейтинговая самостоятельная работа № 2

Самоконтроль и контроль учите­ля, рейтинго­вая тестовая работа

 

Взаимоконтроль и контроль учи­теля

Тип урока

Изучение ново­го материала: лекция и само­стоятельная ра­бота с книгой

Изучение ново­го материала и первичное за­крепление зна­ний

Закрепление знаний и спосо­бов учебной де­ятельности

Изучение ново­го материала и первичное за­крепление зна­ний

 

Изучение ново­го материала и знаний

Урок обобще­ния знаний с полной само­стоятельной де­ятельностью

 

Урок-зачет

Практиче­ская часть

 

 

Электронные схемы атомов

Различные виды периодических таблиц, решение задач № 1

 

 

Вопросы и за­дания к зачету

Домашнее задание

§ 7:

А — упр. 4; В — упр. 3; С — упр. 7

§ 8:

А — упр. 4, 5; В — упр. 7; С — упр. 6

§ 9:

А — упр. 4; В — упр. 5; С — упр. 7

§ 10, повт. § 9:

А — упр. 8; В — упр. 7; С — упр. 9

§ 11:

А — упр. 8—10; В — № 198, 199;

С — № 204, 206

§ 12, повт. § 11:

А — упр. 2, № 218; В — упр. С; С — упр. 5

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz