Разделы
Наш опрос
|
Теоретические аспекты использования учебного химического экспериментаПоследовательное и полное осуществление принципа межпредметных связей в школьном преподавании является в настоящее время одним из основных условий совершенствования учебного процесса. Поэтому педагогическая наука предъявляет требования и необходимости установления межпредметных связей в обучении. Их реализация способствует систематизации и углублению знаний. Связь между предметами естественного цикла может осуществляться не только в содержании и формировании общих понятий, но также в методах и средствах обучения. Одним из наиболее эффективных общих методов обучения является химический эксперимент. [Полосин, В. С. Методика обучения химии в средней и высшей школе : сборник трудов. – М. : МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. – 157 с.] Учебный
химический эксперимент занимает ведущее место в обучении химии. Химический
эксперимент является специфическим методом обучения химии, поскольку отличает
процесс обучения химии от обучения другим учебным предметам естественнонаучного
цикла. С помощью химического эксперимента в школе можно учить детей наблюдать явления, формировать понятия, изучать новый учебный материал, закреплять и совершенствовать знания, формировать и совершенствовать практические умения и навыки, способствовать развитию интереса к предмету . В отличие от других средств наглядности учебный химический эксперимент обладает определенной динамикой во времени, то есть внешнее проявление процесса постоянно меняется, в результате опыта получаются новые вещества, которые обладают отличающимися от исходных веществ свойствами, и с которыми можно проводить новые эксперименты. Особенности и многообразие химических явлений, а, следовательно, и учебного химического эксперимента позволяют использовать его буквально во всех формах и на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Использование химического эксперимента позволяет учащимся овладевать практическими умениями и навыками, установленными образовательными стандартами как обязательные, в том числе: технические (обращение с реактивами, работа с оборудованием, сборка приборов и установок из готовых деталей и узлов, выполнение химических операций, соблюдение правил техники безопасности); измерительные (измерение температуры, плотности и объёма жидкостей и газов, взвешивание, обработка результатов измерений); конструкторские (изготовление приборов и установок, их ремонт, усовершенствование и графическое оформление). С помощью эксперимента можно оценить многие качества учащихся, начиная от уровня знания теории до практических умений и навыков учеников. При всем этом нельзя забывать, что химический эксперимент, выполняя различные дидактические функции, может использоваться в различных формах и должен сочетаться с другими методами и средствами обучения. Он представляет собой систему, в которой используется принцип постепенного повышения самостоятельности учащихся: от демонстрации явлений через проведение лабораторных опытов под руководством преподавателя к самостоятельной работе при выполнении практических занятий и решении экспериментальных задач. Химический эксперимент развивает мышление, умственную активность учащихся. Часто эксперимент становится источником формируемых представлений, без которых не может протекать продуктивная мыслительная деятельность. В умственном развитии ведущую роль играет теория, но в единстве с экспериментом, с практикой. [Штремплер Г.И. Методика учебного химического эксперимента в школе. Учебно-методическое пособие для студентов химических специальностей. / Г.И. Штремплер. – Саратов, 2007.] |
Поиск
Архив записей
|