Последовательное и полное осуществление принципа
межпредметных связей в школьном преподавании является в настоящее время одним
из основных условий совершенствования учебного процесса. Поэтому педагогическая
наука предъявляет требования и необходимости установления межпредметных связей
в обучении. Их реализация способствует систематизации и углублению знаний.
Связь между предметами естественного цикла может осуществляться не только в содержании и формировании общих понятий, но также в методах и средствах обучения. Одним из наиболее эффективных общих методов обучения является химический эксперимент. [Полосин, В. С. Методика обучения химии в средней и высшей школе : сборник трудов. – М. : МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. – 157 с.]
Учебный
химический эксперимент занимает ведущее место в обучении химии. Химический
эксперимент является специфическим методом обучения химии, поскольку отличает
процесс обучения химии от обучения другим учебным предметам естественнонаучного
цикла.
С помощью химического эксперимента в школе можно учить детей наблюдать явления, формировать понятия, изучать новый учебный материал, закреплять и совершенствовать знания, формировать и совершенствовать практические умения и навыки, способствовать развитию интереса к предмету .
В отличие от других средств наглядности учебный химический эксперимент обладает определенной динамикой во времени, то есть внешнее проявление процесса постоянно меняется, в результате опыта получаются новые вещества, которые обладают отличающимися от исходных веществ свойствами, и с которыми можно проводить новые эксперименты.
Особенности и многообразие химических явлений, а, следовательно, и учебного химического эксперимента позволяют использовать его буквально во всех формах и на всех этапах учебно-воспитательного процесса.
Использование химического эксперимента позволяет учащимся
овладевать практическими умениями и навыками, установленными образовательными
стандартами как обязательные, в том числе: технические (обращение с реактивами,
работа с оборудованием, сборка приборов и установок из готовых деталей и узлов,
выполнение химических операций, соблюдение правил техники безопасности);
измерительные (измерение температуры, плотности и объёма жидкостей и газов,
взвешивание, обработка результатов измерений); конструкторские (изготовление
приборов и установок, их ремонт, усовершенствование и графическое оформление).
С помощью эксперимента можно оценить многие качества учащихся, начиная от
уровня знания теории до практических умений и навыков учеников.
При всем этом нельзя забывать, что химический эксперимент, выполняя различные дидактические функции, может использоваться в различных формах и должен сочетаться с другими методами и средствами обучения. Он представляет собой систему, в которой используется принцип постепенного повышения самостоятельности учащихся: от демонстрации явлений через проведение лабораторных опытов под руководством преподавателя к самостоятельной работе при выполнении практических занятий и решении экспериментальных задач.
Химический эксперимент развивает мышление, умственную активность учащихся. Часто эксперимент становится источником формируемых представлений, без которых не может протекать продуктивная мыслительная деятельность. В умственном развитии ведущую роль играет теория, но в единстве с экспериментом, с практикой. [Штремплер Г.И. Методика учебного химического эксперимента в школе. Учебно-методическое пособие для студентов химических специальностей. / Г.И. Штремплер. – Саратов, 2007.]