Цель: показать, что для жизни растений необходимы минеральные вещества.
Объекты и оборудование. Две банки или две группы пробирок с растениями томатов (перца, бальзамина); исходные растворы азотной, калийной, фосфорной солей; воронка; пипетка; банка для полоскания пипетки; лампа на штативе – если опыт проводится на электрическом освещении.
Постановка
и проведение опыта. Питательные смеси для водных культур готовят из
трех готовых растворов. Для получения исходных растворов азотной и калийных
солей берут два небольших пузырька с 40 см3 кипяченой воды, в одном
растворяют 2 г нитрата натрия, в другом – 0,5 г хлорида калия. Для
приготовления раствора фосфорной соли берут 10 г гранулированного суперфосфата,
заливают 80 см3 горячей воды, тщательно перемешивают, дают остыть до
комнатной температуры. Затем 20 см3 этого прозрачного настоя
смешивают с 180 см3 кипяченой воды. На пузырьки наклеивают этикетки:
«Азотная соль», «Калийная соль», «Фосфорная соль».
В воду одной банки или одной группы пробирок вносят исходные растворы солей: азотной – две пипетки (1 см3) на банку или 2 капли в каждую пробирку; калийной и фосфорной—по одной пипетке (0,5 см3) для банок или по одной капле для пробирок. Банки и пробирки подписывают «NPK» или русскими буквами «АФК». Банку и пробирки без солей обозначают «вода» или «нет солей».
Спустя неделю меняют растворы на свежий, при этом в пробирки надо внести по 4 капли азотной соли и по 2 капли калийной и фосфорной. По мере роста растений в пробирках норму внесения солей можно еще удвоить (рис. 2). Если окраска листьев станет бледнеть (что зависит от качества используемой воды), надо уменьшить количество фосфорной соли до 1-2 капель. Можно попробовать увеличить количество хлорида железа, вносимого в воду для опыта.
Рис. 2. Опытные растения, выращенные на разных растворах: 1 — NРК; 2 — вода без солей; 3-РК; 4 - NК.
Демонстрация опыта. Сравнивают растения находящиеся в разных условиях минерального питания, между собой с тем, какими были они до начала опыта (для этого желательно сохранить в засушенном виде проростки, с которыми начинали опыт). Следует обратить внимание учащихся на факт отмирания семядолей и листьев у растений варианта «нет солей» как на еще одно доказательство голодания растений.
Удовлетворительные результаты в данном опыте – в пробирках – могут быть получены при использовании вместо указанных химикатов 0,1%-ного раствора готовой смеси удобрений, имеющихся в продаже.[Бинас, А. В. Биологический эксперимент в школе : кн. для учителя/ А. В. Бинас и др. – М. : Просвещение, 1990. – 192 с. ]
Вывод: опытным путем доказали, что растениям для жизни необходимо минеральное питание.