Исследовательское обучение — это система приёмов, методов и форм обучения, моделирующих исследовательский процесс на основных его этапах: постановка проблемы, сбор материала, сравнение существующих методов анализа, собственно анализ материала, обобщение, презентация результатов. Главной особенностью, отличающей исследование от других видов учебной деятельности, является его результат — новая информация, которую можно формализовать в виде понятий или ответов на поставленный вначале проблемный вопрос (подтверждение или опровержение гипотезы).
Целью исследовательского обучения является развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, формирование навыков анализа материала (первоисточника), подготовка к индивидуальной исследовательской работе. В исследовательском обучении акцент переносится с приобретения знаний, предметных умений и навыков на развитие мышления. В ходе исследовательского обучения учащиеся, сталкиваясь с противоречиями научного знания, учатся способам их разрешения. Усвоение содержания курса при этом становится не столько самоцелью, сколько средством приобщения к способам и культуре научного познания, развития аналитического мышления, активной интеллектуальной позиции по отношению к миру, которая и составляет суть исследовательского подхода.
Исследовательское обучение реализуется не столько в содержании, сколько в способах обучения: в особых методах, приёмах и формах, часть из которых имеет точки пересечения с методами, приёмами и формами проблемного обучения.
Методы исследовательского обучения
Приёмы исследовательского обучения
Формы исследовательского обучения
Организация исследовательской работы на уроках химии