Разделы
Наш опрос
|
Межпредметные связи химии с биологиейОсобую значимость приобретает химический эксперимент на уроках биологии в тех ее разделах, где объект исследования един с химией. Он позволяет осуществлять исследовательский принцип и проблемный подход в изучении вопросов молекулярной биологии, конкретизировать сложный теоретический материал на этих уроках, а также закреплять и совершенствовать знания на уроках органической химии. С помощью химического эксперимента устанавливаются не только строение и свойства изучаемых веществ, но и взаимозависимость свойств и функций их от строения. Учащиеся учатся наблюдать и сопоставлять происходящие явления в живой и неживой природе. Следовательно, эксперимент имеет большое познавательное и воспитательное значение, так как он формирует умение и навыки учащихся, способствует развитию понятий, углублению и закреплению знаний. На уроках общей биологии должен иметь место демонстрационный эксперимент, во-первых, потому, что учащиеся еще плохо знакомы со свойствами органических соединений и не имеют достаточных навыков для работы с ними, во вторых, из-за недостатка времени для проведения лабораторных работ и, в-третьих, из-за достаточно полных разработок по методики проведения химического эксперимента на уроках биологии. Кроме того, на уроках биологии имеет место лекционное изложение большого теоретического материала, в этом случае целесообразнее использование демонстрационного эксперимента в исследовательском и иллюстрационном плане. В разделе молекулярной биологии в настоящее время эксперимент почти не используется, за исключением лабораторного занятии на тему: «Действие ферментов прорастающих семян на крахмал; каталазы и пероксидазы на перекись водорода». Но для изучения сложных вопросов биохимии ограничивать эксперимент одним лабораторным занятием не достаточно. В связи с этим возможно расширить рамки использования химического эксперимента на уроках общей биологии. Для увеличения доступности сложного биохимического материала на первом этапе приобретения знаний используется демонстрационный эксперимент. В этом случае значительно усиливается познавательная роль химического эксперимента, так как с его помощью учащиеся более подробно и конкретно знакомятся с компонентами клетки. В случаях достаточного уровня подготовки учащихся частично проводились лабораторные опыты. Наблюдения за работой учителей и студентов во время педагогической практики, а также беседы с учащимися показали, что такая методика проведения уроков биологии вызывает определенный интерес со стороны учащихся. Знания их становятся более прочными и конкретными, а сложные биохимические понятия более доступными для усвоения. На уроках органической химии существенно усиливается ученический эксперимент. Учащиеся обладают достаточным запасом знаний и навыков для проведения длительных и значимых по объему лабораторных работ и практических занятий. На этих уроках нет необходимости дублировать ранее демонстрируемые опыты, а нужно расширить объем предлагаемых работ, ввести дополнительные опыты или усложнить некоторые из них. Умение применять полученные знания в учебной работе особенно ярко проявляются в решении экспериментальных задач. Таким образом, на уроках химии эксперимент выступает как средство для закрепления, расширения и усовершенствования изученных понятий. Такое взаимодействие эксперимента с содержанием курсов химии и биологии приводит к более эффективному действию межпредметных связей, что увеличивает не только количество получаемой информации на уроках, но и улучшает качество ее усвоения учащимися, развивает интерес к предметам естественного цикла. [Полосин, В. С. Методика обучения химии в средней и высшей школе : сборник трудов. – М. : МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. – 157 с.] Межпредметный
химико-биологический эксперимент: 1.Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе
3. Обнаружение свинца в листьях растений 4. Выращивание растений на растворе минеральных веществ 5.Изучение активности фермента пероксидазы вне клетки 6. Качественные реакции на белки 7.Содержание витамина С в компоте |
Поиск
Архив записей
|